Я сказал, что не будет никакого прекращения зла для сынов человеческих, или до тех пор, пока истинные философы не получат верховную власть, или до тех, пока властители по воле провидения не станут истинными философами.
Платон, “Государство”
Попадая в холл Университета Цюриха, который причудливым образом оформлен копиями археологических артефактов, в основном, античного периода, волей-неволей задумываешься об истории, преемственности цивилизаций и основной движущей силе прогресса - стремлении к познанию. Кто-то скажет, что основная сила прогресса - человеческая агрессия, стремление к завоеванию и экспансии. Но когда смотришь на студентов самой мирной страны в мире, хочется надеяться, что это не так или не всегда так.
Университеты появились в Европе в Средневековье. Первый, Болонский, ещё в одиннадцатом веке. До этого были совсем тёмные века - варварские королевства, набеги викингов. С юга нападали сарацины, куда «образованнее» и культурнее тогдашних европейцев. А задолго до этих самых тёмных времён была Античность и Академия в Афинах. Академию создал Платон. Тогда мир был ещё молод.
Есть одна парадоксальная мысль о том, что старики моложе молодых, ведь они родились в то время, когда мир был моложе. Да, мир и человечество стареет. Не берусь утверждать, но, может, Античность - это период юности европейской цивилизации со всеми характерными для неё свойствами: неразделимость чувственности и рассудка, саморефлексия. Нам, скованным догматами христианства и социальными нормами, очень трудно понять и представить, как люди ощущали себя тогда. Мифологическое сознание, магическое восприятие мира, постоянная борьба с хтоническими чудовищами, борьба с кентаврами, минотаврами и пр. Борьба эта по большей части внутренняя: дети природы, эллины (с римлянами чуть проще: прагматики, бандиты, воины, строители государства, артистические натуры намного ближе и понятнее современному человеку) первыми поставили человека в центр мира и попытались определить его место в нём.
Одна из официальных дат закрытия проекта «Античность» связана с закрытием византийским императором Юстинианом I Платоновской Академии. Можно ли сказать, что с установлением христианства человечество повзрослело, и те вопросы, которые так волновали эллинов, как бы отпали сами собой? Поиск себя и своего места в жизни заменили вера и обещание жизни вечной. Тем не менее, наша современная цивилизация до сих пор во многом так или иначе связана с Античностью. Не случайно интерес к ней периодически вспыхивает с новой силой, как это произошло во времена Возрождения и Реформации, когда европейцы первый раз усомнились в догматах веры, и совпало с основанием многих европейских университетов. Одним из них было учебное заведение, ставшее в итоге Университетом Цюриха.
Его история началась в 1525 году, но официально Университет Цюриха принял существующую форму и название в 1833-м, когда три колледжа - теологии, права и медицины - объединились с созданным факультетом философии.
Несколько моментов, касающихся Университета, мне показались любопытными. Он имеет славную научную историю: в своё время здесь “засветились” Альберт Эйнштейн, Эрвин Шрёдингер с котом, Зигмунд Фрейд, Карл Юнг и многие другие выдающиеся деятели науки. Среди выпускников Университета Цюриха - 12 лауреатов Нобелевской премии, в том числе, уже упомянутые Альберт Эйнштейн и Эрвин Шрёдингер. Роза Люксембург тоже выпускница Университета. На его базе работают девять музеев различной направленности - зоология, археология, антропология и т.д.
С 1847 года право на посещение лекций получили женщины. А первой женщиной, получившей докторскую степень, стала студентка медицинского факультета из Российской империи Надежда Суслова. В период с 1864-го по 1872 год из 63 студенток 54 родились в России!
Третий момент касается современности. Крупнейшим факультетом Университета является философский, на котором учится более половины студентов. Казалось бы, прагматичная Европа, зачем им столько философов? Конечно, современный философ в чём-то сродни античному: спектр его знаний о мире должен быть невероятно широк, от основ квантовой физики до поп-культуры, антропологии, социологии и статистики. Но всё равно поразительно. Может постаревшая европейская цивилизация, давно усомнившаяся в христианских постулатах, отчаянно ищет смысл своего существования? И проблемы бытия после всеобщего экзистенциального кризиса вновь волнуют европейцев…