Зачем мы путешествуем? Можно ли вообще называть наши комфортные перемещения по весьма небольшой, как оказалось, планете - путешествиями? "Путь" и "шествие" от ресторана до пляжа, таксомотор от аэропорта до гостиницы, ну в крайнем случае, от остановки метрополитена до музея. Нет, говорю не о туристах-экстремалах, покорителях горных вершин или подводных глубин, хотя здесь тоже может возникнуть ощущение, что любая гора с перспективными видами буквально переполнена богатеями в яркой одежде и сверхлёгких ботинках Alpenglow с тремя слоями гортекса, наслаждающимися гипоксией, прохладой и сыростью. Хотя такой туризм не более чем показатель статуса. Отдать кучу денег, чтобы провести свой отпуск в мучениях форсированного марша по леднику или в москитном болоте, постигая тайны природы, не каждый может себе позволить.
Нет, я про рядовые поездки обывателей, отпуск, каникулы, уик-энды на природе, турпоездка по городам и весям. Как и всё в этом мире, слово "путешествие" за последние сто лет испытало многократную инфляцию.
Раньше понятно: жестокий колонизатор, движимый корыстью, испытывая лишения и трудности, путешествовал в неизведанное, получая в конечном итоге плантации с рабами и золотой паланкин. Или конкистадоры, в своих "пожарных" шлемах, саблями разрубающие лианы в смертельных испарениях влажных джунглей, добирались в конце концов до вожделенного золота, чтобы в итоге пропить награбленное в кабаках Мадрида, распевая песни об Эльдорадо и былых подвигах. Или колонисты, искавшие лучшей доли, лучших земель и свободы, с ними тоже всё понятно. Или первооткрыватели, движимые жаждой открытий и честолюбием, такие как преисполненные благородства Давид Ливингстон или Миклухо-Маклай (эх, жаль не осуществился его план по колонизации берега Маклая и созданию Папуасского союза под протекторатом Российской Империи, забавно бы сейчас золотые православные купола среди пальм и вулканов смотрелись). Или Пржевальский, он вот Лошадь Пржевальского открыл. Кстати, рассматривая его фотографии, думаю: а не правы ли те, кто подозревает, что он как-то поучаствовал в судьбоносном рождении Иосифа Виссарионовича Джугашвили, путешествуя по Кавказу. Или полярники: Амундсен, Скотт - героические люди. В похождениях всех этих людей был какой-то смысл. Их бросок в неизведанное диктовался страстями сильными, во многом нам уже непонятными.
А наши путешествия? Все подвиги - это загодя купить недорогие билеты, выбрать подходящую, удобную гостиницу или сорваться среди зимы по удачной горящей путёвке. Что мы можем испытать в путешествии? На какие духовные вершины подняться, поднимаясь на вершины реальные. Какую глубину чувственных ощущений мы можем испытать, опускаясь в глубины тёплого моря с аквалангом? Гастрономические впечатления? Убеждён: лучшие гастрономические впечатления были в детстве. Какие исторические факты, легенды, мифы мы можем вспомнить? Испытать трепет рядом с величественными руинами древности? Эстетический экстаз от божественных закатов или даже рассветов (хотя в отпуске очень хочется поспать)?
Вот я жуткий домосед. При хорошо сложившихся обстоятельствах, я могу неделями сидеть дома. Дома всегда найдутся дела. Можно читать, можно играть на музыкальных инструментах...можно разбирать фотографии из путешествий...
А путешествия? Последние время инициатором почти всех поездок была моя супруга. Загодя - за полгода, она начинает обрабатывать меня и готовить к предстоящей поездке. Надо сказать, это ей нелегко даётся, ведь я откровенно не вижу в этом никакого смысла. Чтобы развеяться, мне достаточно сгонять в соседний Ораниенбаум или на автобусе маршрута номер два из трёх кронштадтских маршрутов съездить в госзаказник Западный Котлин.
Нет, в поездках мне так же хорошо, как и дома. Ведь везде интересно. Изучать жизнь аборигенов, фотографировать, купаться - в конечном итоге действительно приятно. И эти бессмысленные действия присоединяет тебя к многочисленной армии тревел-снобов.