"Каждая сакральная вещь должна быть на своем месте", - глубокомысленно заметил один туземный мыслитель.
Клод Леви-Строс «Первобытное мышление»
Однажды, рассматривая в книге очередные фотографии первобытной наскальной живописи эпохи Мадлен, подумал: то, что нам выдают за первобытное искусство, - детские рисунки. Или любительские. Иногда примитивистские, как если бы рисовали нынешние примитивисты, с осознанными нарушениями законов перспективы, композиции и пропорций.
Профессиональные первобытные художники писали на первобытных холстах или на первобытной бумаге. Ну может, не на бумаге, а на шкурах, углём, гематитом или излюбленной древними охрой, то есть на материалах, которые не могли сохраниться и не сохранились. Может, и на скалах рисовали свои муралы, устав от первобытного академизма: есть удивительно красивые и искусные примеры наскальной живописи.
Воображать далёких предков примитивными глупо: мозг у них был большего объёма, следовательно, они были умнее. Не только умнее, но и куда более восприимчивыми к первозданной красоте и, соответственно, более экспрессивными, яркими в самовыражении. Всесторонне развитые, умелые, талантливые, физически совершенные - другие тогда не выживали. Наивно и самонадеянно судить об их искусстве по фрагментам наскальной и пещерной живописи