Оригинал взят у
lidia46в
Первый день харьковского семинара Лены Макаровой. Первый день харьковского семинара Лены Макаровой.
Подошел к концу первый день харьковского семинара Лены. Мне показалось, что с весны она немного похудела. С нею рядом, как в лесу, нужно просто находится, дышать и впитывать атмосферу. Мои дети этот первый день провели с дядей Сашей в парке Горького на аттракционах и в магазинах игрушек, так что общением с Федей наслаждались другие девчонки и мальчишки. Федя - смешной, добрый и умный, я бы сказала мудрый, но он бы меня передразнил в отместку за излишнюю серьезность. В клуб «Колибри», где все происходило, я заявилась в довольно смешанных чувствах, связанных больше с моей семьей и как обычно, совсем не настроенная что-то творить. Больше всего мне хотелось съежиться где-нибудь в уголочке,
но Лена уже начала разминку. Двигаться под музыку в большой незнакомой компании для меня очень трудно, но после того как делаешь первый шаг, что- то внутри отпускает. Не сразу, не быстро, но что-то происходит. Мы порисовали углем двумя руками с закрытыми глазами звуки, которые издавал Федя на разных инструментах. Потом переместились на места своих соседей и по мотивам их рисунков углем стали создавать свои композиции пастелью под музыку. Потом лепили из глины максимально читаемые, лишенные налета литературности, контрасты. Кстати, хотелось бы заметить, что это задание мне уже далось легче, чем в Переделкино. Не мудрствуя лукаво, я вылепила контраст «плоское - объемное» в виде плоской и глубокой тарелок и кажется, соседки угадали мою идею со второго раза. Затем красками рисовали картину по мотивам лепки. Я тоже не углублялась в идею, просто нарисовала несколько простых толстых линий и несколько объемных спиралей. И пока я возила красками по листу, во мне прояснялись мысли. Я решила попросится ночевать к девчонкам в клуб. Девчонки меня с радостью приняли, но Лена, узнав, что нет матраса и я собираюсь спать на матах, тут же условилась, что я приду с мальчишками ночевать к ним в дом. Мне стало гораздо легче. И вполне реалистичный осенний лист и ракушку я рисовала уже интуитивно правильно и четко, сначала прожилки, каркас, потом линии и изгибы, потом текстуру и немного потемнее объем по краям.
За обедом я переборщила и пиццей, немного всплакнула, осознала что проблемы - это тоже часть меня и что все будет хорошо. Сразу после перерыва Лена предложила нам вспомнить, чем мы занимались до обеда и какой в этом был логический смысл. Я лично понимала, что мы как бы разогревались сначала телом, руками и ногами, потом на абстрактных заданиях, которые нельзя оценить по системе «плохо-хорошо» разминались внутренне, снимали зажимы руки и фантазии и потом очень легко перешли к реалистичному изображению листа и ракушки. Но… сказать, сформулировать мне это было трудно. Лена, в конце концов, сказала это сама, но я про себя отметила эту свою немоту. Почему я стесняюсь сказать, то, что считаю важным и очень легко говорю всякую ерунду?
Федя призвал нас немного потанцевать на улице, прямо на детской площадке клуба. Мне уже было гораздо легче скакать задом наперед вокруг качелей и не смущал, даже удивленный дворник. Погода была солнечная, по-октябрьски прохладная, но очень приятная. Федя показывал пантомимы по мотивам разных сказок, дети визжали от восторга и на ходу включались в игру, взрослые хохотали и хлопали, у меня уходило напряжение последних дней. После Лена поделила нас на команды по пять человек, и мы делали на огромных листах картона одну из показанных сказок. Все коллективные работы для меня трудны. Но сегодня мне повезло. Девчонки наперебой стали делиться идеями, Зоя сделала набросок, потом мы как будто хорошо слаженный оркестр быстро, как по нотам, сотворили совершенно потрясающего Карабаса- Барабаса, Буратино и Пьеро, получился очень впечатляющий объемный коллаж из всего на свете. Было приятно смотреть на плоды своих усилий, но в тот момент сильнее разболелась противно нывшая с самого утра голова, и я вышла на улицу. На детской площадке во всю резвились дети вместе с Федей. Я раскачивалась на каких-то качелях, смотрела на них, и тут меня накрыло такое состояние глубочайшего умиротворения и удовлетворенности! Вспомнилось, как Маня весной в Переделкино, какой-то мимо проходящей девице на вопрос «А чем это вы тут занимаетесь?» отвечала, что тут идет семинар по арт-терапии. Девица ей:
-А что это?
-Знаешь что такое арт?
-Ну приблизительно…
-А что такое терапия?
-Ну знаю.
-Так вот, соедини эти два слова и получится арт-терапия
Теперь, кажется, и я знаю, что такое арт-терапия. Это когда голова болит, но на душе хорошо. Ночевать к Лене я, к сожалению, не попала, хотя какое было бы удовольствие - поговорить с нею спокойно, на ночь глядя. Мои мальчишки умаялись за день, Мише понравилась кушетка с замысловатыми изгибами, и он заснул прямо на ней, когда я перекладывала его на удобный диван, он недовольно сквозь сон проворчал: «Мама, ну почему все хорошее всегда заканчивается!»
Картинки с выставки. День второй.
Второй день семинара начался в музее. Хмурые тетеньки привели нас в зал советской живописи 30-х годов и велели быть только тут, не ходить, не рисовать, вести себя тихо.
Лена была не согласна и уже через несколько минут мы носились по всему музею, искали гномов, волов и веселые прогулки на полотнах, зарисовывали, вычеркивали из списка найденное, опять зарисовывали и вызывали завистливые взгляды у групп скучающих экскурсантов.
Читать дальше Про яблочный суп, Федю и о том, как заканчивается все хорошее
Вообще-то я не люблю клоунов. И цирк тоже. Мне всегда там ужасно грустно - все время кажется, что веселые клоуны на самом деле очень печальные. Так что на третий день я хотела отвести детей и погулять на улице. Но! Это был Федя и там еще была Лена и Маней, так что минут через пять я забыла о своих личных особенностях восприятия и включилась в игру. Мы с упоением все стали артистами ( даже я!). Рисовали шляпу, яблоко, половник, метлу и руль, придумывали историю о нарисованном, инсценировали её. Все истории были совершенно потрясающие, мой Миша придумал, что дядя в шляпе ест половником яблочные суп, Дима в это время рулил и подметал.
Спасибо Федя. Спасибо Маня. Спасибо Лена. Это были чудесные три дня, они дали мне много, но детям - просто неоценимо много. Когда в конце дня мы шли домой и я зашла на стеклянные двери в какой-то магазин, дети остались на улице и начали инсценировать пантомиму, как они играют.
... С них хохотали все кто это видел, а я думала, как это Феде удалось сделать то, что не удавалось мне просто годами!
Еще фотографий!