Хотим поделиться планами в отношении выставки и книги "3000 Судеб". Это не только важное свидетельство Холокоста, но и высокотворческий художественный проект, и к тому же компактная и портативная экспозиция, которая может "работать" и после закрытия выставки в Рижском Музее гетто в октябре 2014 года.
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА «3000 СУДЕБ»
Предложение проекта
Настоящим письмом мы обращаемся к организациям, фондам, музеям, художественным галереям и другим интересантам с предложением: поддержать и/или пригласить к себе проект «3000 Судеб».
Вступление
8 мая 2014 года в столице Латвии открылась выставка «3000 судеб», посвященная узникам терезинского гетто, депортированным в Ригу в 1942 году. Большинство из них были расстреляны в лесах под Ригой или погибли от голода и непосильных условий труда в Рижском гетто и в последующих концлагерях.
На открытии присутствовали члены латвийского парламента, послы Чехии, Израиля и России и другие официальные лица, а также представители медиа.
Целью проекта, проводимого рижским обществом «Шамир» в подопечном Музее Рижского гетто, является дальнейшее исследование и популяризация среди населения сведений о Холокосте на территории Латвии.
Автором и руководителем проекта является Елена Макарова (Израиль), всемирно известный исследователь, писатель и куратор выставок на тему Терезинского лагеря.
Для экспозиции в Музее Рижского гетто и книги «3000 судеб» (русское и английское издания) Макарова использовала в основном документы из архивов полиции и министерства внутренних дел Чехословакии 1930-х - начала 1940-х годов.
Среди депортированных и уничтоженных в Риге или погибших в дальнейших концлагерях - основатель дадаизма Вальтер Сернер, чемпион Германии по боксу Гарри Штейн, австрийский писатель Эрвин Вайль и другие известные личности, но по большей части это обычные торговцы, ремесленники, учителя, чиновники. Многие из них были иммигрантами, искавшими убежища в Чехословакии от нацистских преследований в Германии, Австрии и оккупированной Судетской области.
Среди документов - формы регистрации для получения удостоверения личности, протоколы задержаний полицией, например, за нарушение паспортного режима или комендантского часа для евреев или за отсутствие на одежде звезды Давида, бумаги на выездную визу и т.д. Из этих документов и были взяты большинство фотографий, вошедших в экспозицию.
Краткое описание выставки
В зале здания старой казарменной архитектуры, которое расположено на набережной реки Даугавы, в особом порядке развешены кубы 40х40 см со специальным бумажным покрытием и подсветкой изнутри - на них фотографии узников и документы из архивов полиции, а также материалы из семейных коллекций.
Особенность дизайна (дизайнер Мария Макарова, Италия) не только в оригинальной идее «ламп-проекторов» и их композиции в пространстве, но и в их исполнении. Каждый из 108 кубов выполнен дизайнером вручную и представляет собой уникальное произведение искусства.
В полутемном пространстве зала светящиеся кубы колеблются от дуновения воздуха и как бы вибрируют, вызывая мистический эффект людских душ, парящих во тьме.
Значение проекта
Выступления ВИП-ов во время церемонии открытия выставки, ее освещение в СМИ и Интернете, а также отзывы посетителей в первые недели работы выставки подтверждают ее большое образовательное значение и незабываемое эмоциональное воздействие. Посвященная лишь одному действию трагедии - Рижским транспортам из Терезина - она становится символом всей Катастрофы европейского еврейства.
Особую значимость символике экспозиции придает возможность самоидентификации: экспозиция позволяет посетителю в буквальном смысле взглянуть в глаза погибшим и считанным выжившим - мирным жителям из Праги и Брно, отправленным нацистами на смерть только за то, что они евреи.
Функциональность проекта
С точки зрения жанра эта выставка - одновременно и мемориал Шоа, и выставка современного искусства, она несет как духовный, так и художественный посыл. Поэтому она может быть экспонирована в местах как непосредственно связанных с историей Шоа, так и в религиозных или общекультурных институтах и заведениях.
Модульное устройство выставки делает ее портативной. Экспонаты легкие и не занимают много места. Экспозиция легко разбирается, упаковывается и транспортируется в одном грузовике.
Ее монтаж прост и не трудоемок - требуется только помещение (в зависимости от количества применяемых экспонатов; при 108 экспонатах это около 200 кв. метров) и возможность подвески и подводки электричества к световым кубам. При этом стены остаются нетронутыми. Главными задачами дизайна остаются правильное освещение и расположение экспонатов.
Выставка содержит оригинальные художественные решения, но не содержит оригиналов, поэтому расходы на страховку невысоки.
Выставка может использоваться как отдельная экспозиция в музее, мемориале, библиотеке, синагоге, общинном центре и т.д., но также и как сопровождающая экспозиция, например, в кулуарах конференции на тему Шоа, в фойе театра, где дают спектакль на тему Катастрофы, скажем, терезинскую оперу «Брундибар», оперу «Император Атлантиды», концерт музыки терезинских композиторов, или «Реквием» Верди, исполняемый под эгидой ассоциации «Реквием непокорных» (Defiant Requiem) под управлением Мюррея Сидлина.
Состав экспозиции может меняться, например, сокращаться или включать другие транспорты из других городов, однако это требует дополнительного исследования и изготовления новых элементов. Исследование, монтаж и любые изменения на новых выставочных площадках должны проводиться автором-куратором Е. Макаровой и дизайнером М. Макаровой, обладающими соответствующими знаниями, квалификацией и опытом.
Выставка пробудет в Музее рижского гетто до 10 октября, затем может отправляться на следующую площадку.
Общество «Шамир», Рига
(Раввин, д-р Менахем Баркахан)