Смех на руинах

Feb 07, 2012 10:30

Елена Макарова. Смех на руинах. Москва: Время, 2008.



Книга в Лабиринте

Роман "Смех на руинах" не похож на те книги Елены Макаровой, в которой она пишет о работе с детьми, он совершенно другой - и по темпу, и по ритмам, и по смыслам. Я читала роман, когда уже прошла несколько очных и заочных семинаров, когда уже была знакома с Леной, читала для себя необычайно долго, смаковала, возвращалась к прочитанным главам... И постоянно ловила себя на мысли-вопросе - а как читается роман человеком без семинарского прошлого? без знаний о Фридл и Терезине? Очень интересно!

К сожалению, рецензий на роман не найти. На форуме Мой Канон есть тема отзывов на книгу - привожу оттуда выдержки.

Лена: Мне очень стиль написания нравится. Вернее, смешение стилей. И весь роман как паззл, который постепенно по кусочкам собирается. Завораживает!
А еще ритмы отдельных глав. То какой-то напевно-русский (где главы с матушкой-батюшкой), то какой-то как джаз (где кошки), то как индийские напевы (где про Шакью). И приемы литературные (перечисления, эпитеты, метафоры) очень органично эти ритмы дополняют (или создают).
А вообще, я всё еще читаю! Растягиваю удовольствие! Почитаю - похожу - подумаю. Снова начинаю.
Вот читаю и думаю: чем же он закончится? гимном? Реквиемом? Тишиной? Игрой одного инструмента? Или джазовыми кошками? Жутко интересно!!!

Елена Макарова: Ну это вообще потрясающе!
Леночка, считайте, что я насочиняла это для Вас!
Я к роману относилась именно как к джазовой импровизации.

Татьяна: Да, про ритмы Лена очень точно сформулировала.
Мне понравилось как вы легко, по кусочкам, по фрагментам, пишете про героев и одновременно в этих легких фрагментах много глубины - и про героя, и ещё глубже, про мир, про людей. И это всё не высказанное прямо, без лишних слов, но читается. Жизненные пути переплетаются неожиданно, интересно смотреть, очень много в этом всего. И в романе столько всего происходит. И про это написано легко.
А ещё мне в конце было грустно, когда Эрна умерла, и Шанья.

Елена Макарова: Танечка, я рада, что пришлось по душе. Эта вещь на любителя.

Лена: А я между тем прочитала "Смех на руинах".
Елена Макарова, если бы я перед тем, как открыть первую страницу книги, не пообщалась с Вами "вживую", я бы ни за что не поверила, что Вы можете так писать! Честное слово! После книг о Терезине и о детях, после виртуального семинара, у меня, как бы это выразиться, был несколько "однобокий" взгляд на Вас. Но после встречи он дополнился, "оброс" новыми фактами. И когда я читала роман, реально слышала Вас голос. Как будто Вы всё это рассказываете... И роман после встречи с Вами меня не шокировал (как, наверное, произошло бы без встречи в реальности), а оставил после себя смешанное чувство грусти и восхищения.
Спасибо Вам большое за роман! Пишите, пишите и еще раз пишите!

Елена Макарова: Леночка! Правда ведь - человек неисчерпаем, чего в нем только нет! Я писала эту вещь много лет, и все еще думаю, что начало тяжеловато, а конец можно было бы сделать еще мощней, но все в моих руках. В этом огороде меня назначили садовником. Ваше пожелание - пишите! - замечательное. Вот разделаюсь с монографией, которая требует совсем другого стиля (более описательного, нежели писательного), и, кто знает, что еще сочиню.
Если книжку будут покупать, тогда у меня есть шанс опубликовать там же сборник рассказов, он готов.
Еще хочется лепить, кувыркаться и пр. И все это можно делать! Лозунг "Здесь можно все" - не болтовня. Я с этим чувством живу.

Юля: А я тоже наслаждаюсь джазовой импровизацией в стиле пэчворк, а обложка мне весной и солнцем пахнет... и теперь еще и тощими немецкими кошками густо намазанными всякими кремами.

Еще одна Юля: Еще одним прочитавшим стало больше.
Спасибо, Лена, совершенно необыкновенная вещь! У меня происходит натуральное вживание в Лену Макарову. Днями-вечерами семинар, в свободных окошечках - книга. Нельзя читать роман, не думая о Вас. Чувствую по отзывам, девочки читали так же. Я не знаю, как будут его читать люди, не знакомые с Вами. С каждым новым персонажем что-то вспоминаешь из других Ваших книг, из Ваших рассказов.
И стиль совсем не похож на все, что я у Вас читала. Джаз в голову мне не пришел. Но музыкальность, я бы даже сказала музыкальная скульптурность заметна невооруженным глазом. А еще его совершенно невозможно читать быстро, сразу теряешься . Получается, читаешь медленно, со вкусом. Лена, про Ваш потрясающий язык уже писали. Присоединяюсь. Удовольствия получила массу.

Елена Макарова: Спасибо, Юлечка, ты знаешь, как приятно, когда нравится. Я эту вещь писала лет десять. С большими перерывами.
Пока на эту вещь нет ни одного отклика в прессе. Но я не жду ничего. Мне есть, чем заняться в жизни. Все мечтаю в свободное время (??????????) собрать сборник рассказов, где-то 30-40 рассказов, которые я никогда не публиковала. Всему свое время.

Третья Юля: Я начала читать "Смех на руинах". И интересно, и очень противоречиво. Все время хочется спорить. И как острую приправу, которой надо по чуть-чуть, я могу читать за раз только 1-2 маленьких главки.

Дочитала я, наконец, "Смех на руинах". Сложный и противоречивый роман, и мои чувства после него такие же - смятенные и сумбурные. В каких-то моментах хочется спорить, особенно в главах про шабес-гоя. Не могу даже сказать - понравилась эта книга или нет, это не такой роман, который сразу нравится. (в отличие от вашей старой прозы, которую я очень люблю, а переиздано только "Золотце", к сожалению). Но не жалею, что прочитала - еще что-то интересное узнала о вас! И в голове еще несколько картинок этого романа, которые просятся на бумагу...

Дина:
Дочитала "Смех на руинах", очень хочется написать сразу - пока ощущения не замылились:
1. Роман - это симфоническое произведение. Кончерто гроссо. Все против всех, все за всех, каждый ведет свою мелодию и из этого создается гармония.
2. Роман очень автобиографичный, откровенный, "обнаженный". Мне показалось, что я вижу черты Лены в Эрне, Шахье, Брите, Рахель, и даже немного в Вирджинце...
3. Обычно я проглатываю литературу, но "Смех на руинах" я очень долго не могла начать (почти два месяца) и читала для себя необычайно долго - почти неделю. По-другому нельзя, он как пружина, туго затянутая, столько мыслей и эмоций на квадратный сантиметр текста...
Как "Багатель" Моцарта, о которой любит рассказывать Михаил Казиник, 13 мелодий в полутора минутах...
4. Совсем не похоже на все остальное, что читала у Лены раньше. Я не знаю, могу ли я порекомендовать читать этот роман тому, кто не учился у Лены и кто не знает историю Лены и Фридл. Хотя - может я преувеличиваю, у них будет просто другие ощущения от романа.
5. Географический аспект!!! Я была во всех местах, в которых проходит действие романа!!! Все они произвели на меня огромное впечатление, я как ведьма носилась вместе с героями романа из Рима в Иерусалим, и оттуда в Хольштатт и Кройцензее (именно там я не была, но в Хольштатте и на Вольфгангзее была несколько раз, и очень хочу вернуться туда не раз).

Спасибо огромное!!! Не после каждой книги хочется описать впечатления от нее, но из этой вылезать не хочется, хоть и не самое уютное место...

И еще два отзыва из Лабиринта

ТОЧКА: Потрясающая книга замечательного педагога, искусствоведа, арттерапевта Елены Макаровой. Тому, кто с ней знаком лично, эта книга особенно интересна, т.к. есть возможность соединить повествование с ее образом - молодым, задорным, глубоким, чувственным.
Да, герои и места постоянно меняются, но в этом ее Гоголь и состоит. :)
Книга побуждает сразу залезть во всякие энциклопедии и по ходу знакомится со всеми теми местами, о которых идет речь в книге - соборы, площади, Бернини, Колизеи, мосты и города - целое искусствоведческое исследование.
Ну, и конечно, то, что пронзает книгу насквозь - это линия героев, погибших в Терезине-Освенциме-Бухенвальде. Очень страшно… Смех на руинах…

Galina: Роман Елены Макаровой показался немного суматошным - уж слишком много мест, где развиваются события - просто не успеваешь отследить, где в данный момент происходит действие - в Германии или Италии, а может быть, уже в Чехии или уже в Америке. Не очень люблю такие книги, где постоянно надо напрягаться, чтобы понять, что именно в данный момент описывается. Повествование немного отрывочное. Но во многом благодаря этому книга получилась очень динамичной, с быстро развивающимся сюжетом, за которым очень интересно следить.

А вы читали "Смех на руинах"? Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.

книги, "Смех на руинах", Елена Макарова

Previous post Next post
Up