Оригинал взят у
kazachok в
Елена МакароваЧитаю книги Елены Макаровой. Открыла её для себя примерно месяц назад. Долго ходила с одним вопросом: как, как так получилось, что я узнала о ней только сейчас?? Значит только сейчас я готова воспринять.. Я под сильным впечатлением, давно меня так ничто не задевало! Хочу написать подробнее о том, что я для себя начала понимать, что я для себя открыла благодаря Елене Макаровой, но всё, что рождается и формулируется слишком банально и эмоционально,
в то же время и никак не отразить в жж я это не могу :)
Во-первых, мне хочется обо всем об этом с кем-то поговорить, с кем-то еще кроме мужа :), во-вторых, начав записывать мысли, придут и формулировки :), я верю!
дети рисуют
я прочитала 2 книги: "В начале было детство" и "Вещность и вечность"
первая книга - книга педагога, художника, человека работащего с детьми - лепка и рисование и прочее творчество. О чем эта книга? Книга о людях, о жизни, об отношениях.
Для меня открытие, что творчество это способ познания мира, я так не умела подумать раньше
"Занятия искусством не призваны сделать всех художниками. Их задача - пробудить фантазию, усилить способность к наблюдению и оценке действительности".
Эту книгу я, прочитав, тут же перечитала, без этого никак, т.к. в конце приложены комментарии Владимира Эфроимсона, он разбирает некоторые главы, и, чтобы точно понимать о чем он пишет, возвращаешься и перечитываешь. Читая книгу, я несколько раз плакала.
Сразу, обращаюсь к себе, что было с творчеством и рисованием у меня в детстве?
Что можно сейчас компенсировать? М.б. сначала нужно отпустить свои зажимы и комплексы, чтобы дать возможность свободно развиваться и познавать мир, в т.ч. через творчество, ребенку?
Мне взрослой на занятиях с Ольгой Розет, куда я через своё огромное сопротивоение ("у меня ничего не получится"), все-таки приходила мне часто было очень тяжело, помню один эпизод - рисовали птичку, и что-то я не уловила и птичка у меня вышла некрасивая, не такая, как я хотела, не похожая на то, что показали, я расстроилась всерьез, я обиделась, я расплакалась, мне стоило огромных усилий включить свою осознанность и "вернуться" в момент, с пониманием, что я взрослый человек, что убежать и все бросить не выход.
Фридл
Третья книга трилогии Как вылепить отфыркивание и вторая, которую я прочитала, "Вещность и Вечность".
История Терезинского гетто. где мы? и где люди, жившие там? где те, кто пережили? нас разделяет не только время, времени прошло еще мало, нас разделяет различие жизни в "ситуации постоянной временности" и жизни с пусть иллюзией, но стабильности.
наши жизни несопоставимы,
жизнь со осознанием катастрофы. катастрофы личной и всего народа, это жизнь несмотря ни на что.
для детей Терезина это было время их детства.
как я теперь понимаю творчество это потребность ребенка, способ познания мира, способ взаимодейстия с миром,
без Фридл и её уроков всем им былобы тяжелее, сложнее быть там.