"Желание просветления - большая ошибка"
Учение дзэн-мастера Сун Сана.
Много лет назад, репортер из известной сеульской ежедневной газеты решил сделать статью о дзэн-мастере Ман Гоне. Этот дзэн-мастер был известен по всей стране благодаря его сильному и ясному стилю учения. Он так-же давал учение Дзэн монахиням и мирянам, что было очень необычно для того времени. Во время оккупации 40-х годов ХХ века, японцы пытались взять под свой полный контроль буддистскую практику в Корее. Дзэн-мастер Ман Гон отказался сотрудничать с ними. Даже рискуя своей жизнью, стоя перед лицом всесильного японского колониального губернатора. По причине всего этого, и кроме того, из-за глубоко просветленного ума и экстраординарной энергии, его репутация распространилась очень широко. Когда репортер услышал, что около трехсот монахов, монахинь и мирян собрались вокруг монастыря Судокса, практиковать под руководством дзэн-мастера Ман Гона, он решил пойти туда и написать статью об этом. С карандашом и блокнотом он отправился в этот монастырь.
В те дни, дзэн-мастер Ман Гон жил в небольшом домике на вершине горы Доксун. Было так заведено, что он мог спуститься в храм Чонгеса, на середине этой горы, в котором расположен зал медитации, а у подножья горы располагался монастырь Судокса. Перед тем как подняться и встретиться с дзэн-мастером, репортер встретился с несколькими друзьями, которые находились в монастыре Судокса. “Я иду наверх, чтобы увидеть дзэн-мастера Ман Гона”, - сказал он им, - “Хочу взять у него интервью для статьи”.
“О, это прекрасно!”, - сказали они, “Ты очень счастливый!”
Другой предупредил его: “Будь осторожен! Говорят, что он как беспощадный лев. Не хотел бы я оставаться с ним наедине слишком долго!” Ни чуть не смущенный последним, репортер оставил друзей и отправился в гору. Поднявшись до середины, он достиг Чонгеса и получил разрешение зайти в комнату к дзэн-мастеру Ман Гону.
Дзэн-мастер сидел в центре комнаты. Репортер достал свой карандаш, блокнот и сел перед ним. “Как поживаете, великий Мастер?”, - спросил он.
Ман Гон Суним просто сидел не говоря ничего.
“Мм... Вы родились в Сеуле, и …”, - сказал репортер, ожидая что собеседник продолжит.
Ман Гон Суним не произнес ни слова.
“Я работаю в такой-то-такой-то газете, и …”
До сих пор тишина. Это начало немного нервировать репортера.
“Хорошо. Начнем с главного”, - сказал репортер, - “Что такое Буддизм?”
Ман Гон Суним поднял руку, с соединенными в кружок указательным и большим пальцами.
Репортер подумал, это значит, что дзэн-мастер плохо слышит. Он спросил снова: “Что такое Буддизм? Что значит буддийское учение?”
Ман Гон Суним показал тот же жест.
“Я... я.. думаю, вы не поняли”, - упорствовал он, - “Я хочу узнать чему учит Буддизм?”
Ман Гон Суним опять показал тот-же жест.
“Я... я... вы не понимаете”, - продолжал свое репортер. “Я пытаюсь узнать... услышать ваше объяснение... о чем говорит Буддизм...”
Снова тот же жест.
Репортер не понимал и чувствовал себя неуютно. Он ничего не записал в свой блокнот, потому-что дзэн-мастер ничего и не сказал.
В Корее, жест с сведенными вместе большим и указательным пальцем означает “деньги”. “Ммм... может он хочет чтобы я сначала пожертвовал что-то”, - думал он про себя и стал искать по карманам. Достал немного денег.
Ман Гон Суним все не говорил ничего.
“Может он болен,” - продолжал думать репортер. Но Ман Гон Суним никак не реагировал. После нескольких минут всего этого, тишина внезапно была нарушена оживленным чириканьем птиц за стенами жилища. Репортер спрятал свой карандаш, блокнот, выбежал из дома и побежал с горы вниз. Когда он спустился, то нашел своих друзей. “Что такое с этим старым монахом? Он только показывал мне вот так. Я думал это значит деньги. Ему нужны были деньги?”
Его друзья стали смеяться над ним. “Главный монах в Чонгеса живет со старым мастером много лет. Почему-бы тебе не вернуться и не спросить у главного монаха храма, что его учитель имел ввиду?”
“Отличная идея, “ - сказал репортер. Он повторил свой путь вверх к храму и нашел главного монаха монастыря Чонгеса. “Суним, я спросил вашего учителя о том, чему учит Буддизм, но он только показал мне вот это. Что это значит?”
Главный монах широко открыл свой рот и клацнул зубами три раза. Газетчик был полностью сбит с толку. “Этот главный монах еще более сумасшедший чем мастер!” Он опять спустился вниз и рассказал друзьям, что случилось при встрече с главным монахом. Все произошедшее полностью расстроило его!
Один из друзей громко рассмеялся, глядя на смущенное лицо репортера и сказал: “Дзэн-мастер Ман Гон уже все прекрасно объяснил тебе! Это очень, очень ясно, то что он показал. Если ты поймешь истинного самого себя, ты поймешь, что это значило”
Но, это не удовлетворило репортера. Он вернулся в Сеул и написал статью так хорошо, как мог, несмотря на отсутствие записей. Все, что он мог сказать: “Я не могу понять дзэн-мастера Ман Гона. Я не могу понять главного монаха Чонгеса. Мои друзья в монастыре Судокса сказали мне, что я должен найти свою истинную природу, если я хочу понять этого великого дзэн-мастера. Буддизм стал еще более загадочным для меня, чем был до этой встречи!”
Много людей прочитало эту статью и заинтересовалось ответом дзэн-мастера. Даже больше чем раньше людей стало стремиться попасть в монастырь Чонгеса. Одна женщина, ведущая в Сеуле интеллектуальный кружок, тоже прочитала эту статью. Ответ дзэн-мастера глубоко поселился в ее уме. Она занималась проблемами женщины в традиционном конфуцианском обществе, и много боролась с мужчинами, пытаясь изменить их отношение к женщинам. “Почему вещи такие? Что такое женщина; что такое мужчина? Что есть истина? Я не понимаю”. Она прочитала статью о дзэн-мастере с его, на первый взгляд, бессмысленным ответом, и ее ум стал совершенно запутанным. Затем, она пошла к дзэн-мастеру Ман Гону.
Наконец добившись встречи с дзэн-мастером, она тут-же начала задавать свои вопросы: “Что есть истина? Что такое страдание? Какой мой правильный путь?”
Но Ман Гон оборвал ее. “Если ты открыла свой рот, ты уже потеряла это. У тебя есть два глаза, и две ноздри - почему у тебя только один рот? Если бы у тебя был еще один на затылке, тогда ты бы могла одним ртом говорить, а другим есть в это время. Почему у тебя только один рот?”
Женщина молчала и не знала что ответить. Она попала в полный ступор. “Я не знаю... Я... Я...” Все ее вопросы неожиданно стали одним этим вопросом.
“Вначале, ты должна понять почему у тебя один рот. Затем ты поймешь истину”.
Тогда эта женщина состригла волосы и стала монахиней. Она практиковала медитацию очень, очень прилежно: “Что есть я? Что есть я?” После долгих усилий, ее ум однажды взорвался. Полностью открылся. Дзэн-мастер Ман Гон проверил ее реализацию и дал ей инку. Позже, она написала много книг и стала довольно знаменитой в Корее. Но, только после того, как поняла почему она имеет всего один рот. Этот дзэн двух пальцев дзэн-мастера Ман Гона был, на самом деле, учением для нее.
Все переведеные главы книги доступны в этом журнале по тэгу
big mistake© 2006 Shambhala Publications, Inc.