"Желание просветления - большая ошибка"

May 31, 2012 15:03

Учение дзэн-мастера Сун Сана.
Действие без мысли.

По окончании речи Дхармы в литовском дзэн-центре, один ученик спросил дзэн-мастера Сун Сана: “Я знаю Будда учил, что нельзя убивать. Но когда комар садится на мою руку, бывает, я бью по руке и убиваю его. Я не собираюсь делать этого и не думаю об этом. Это просто случается. Это действие отнимает жизнь, противоречит-ли это учению Будды?”

Дзэн-мастер ответил: ”Это очень важный вопрос. Мы можем сказать, что есть два вида действий: действие мышления и действия без мышления, которые мы назовем отражающими действиями. Скажем, вы ведете автомобиль и кто-то выходит на проезжую часть прямо вам на дорогу. Если вы задержитесь, даже на мгновение, и подумаете: “О, Боже мой! Как я объеду его?” или “Глупый человек, почему ты вышел на дорогу прямо сейчас?”, вы несомненно собьете его. Если вы думаете, - кто-то может умереть! Это называется действие мышления. Действие мышления оставляет след, некоторый результат: мы можем назвать это кармическим остатком.

Но, если вы видите человека шагнувшего на мостовую и в этот же момент жмете на тормоз, вы не убьете его. Вы воспринимаете и действуете одновременно. Это как зеркало: если красный шар появляется перед ним, то зеркало отражает красное; когда появляется белый шар, белое. Без паузы, без мысли, без удерживания: только действие. Это и называется отражающее действие.

Но, существуют хорошие и плохие отражающие действия. В Корее, есть известный монастырь Судокса. Много туристов со всей страны приезжают посмотреть на него. Главный зал Будды прекрасен. Древний зал Дхармы, национальное достояние Кореи. Его двери, (которые открываются вовнутрь прим. перев.) очень большие и тяжелые. Бывает, когда человек открывает одну из этих дверей, ее подхватывает ветер, она вырывается из рук и распахивается внутрь. БАМ! - массивная дверь хлопает по стене. В основном, люди очень осторожны с ними, но если бывает сильный ветер, это все равно случается.

Однажды, несколько лет назад, группа американских учеников дзэн приехали в Корею и мы заехали в Судокса ненадолго. Мы пришли в большой зал Будды и я стал рассказывать им историю монастыря. Вы знаете как это: “Этот монастырь возрастом 1400 лет...” Такого рода история. В это время очень старая корейская женщина попыталась зайти и легонько толкнула дверь, чтобы открыть. Пфффуув! - неожиданно порыв ветра подхватил дверь и ее край полетел внутрь.

Один из учеников стоял неподалеку, слушая мою речь. Несмотря на то, что он не смотрел непосредственно на то, как заходила женщина, он слышал как дверь распахнулась и начала набирать скорость. Он просто услышал этот скрип и, пфффуув! - полетел как стрела, проскочив между людьми, стоявшими на пути, он успел схватить дверь до того, как она ударила по стене. Он уберег дверь этого великого национального достояния, и, может быть, спас эту женщину от страданий! (смеется) Так, действия без мысли этого ученика Дзэн помогли другому человеку: он не думал о том, хорошо это или плохо, хватит времени или не хватит времени. “Могу я это сделать?” или “Успею-ли я остановить дверь?” Его ум был просто отражающим, как зеркало.

У меня есть еще одна история. Во время Корейской войны все корейские мужчины с определенного возраста должны были идти в армию - даже монахи! Когда я был в армии, у меня был очень хороший друг, мистер Сон. Мы все время делали совместные действия, совместные действия, совместные действия. Когда у меня были деньги, я обычно брал его в ресторан или мы вместе шли в храм. Каждый день я только старался помочь ему, но у него самого никогда не было никаких денег. Это не было проблемой для меня, но мистер Сон хотел как-нибудь отблагодарить меня. “Извини, извини”, - обычно говорил он, - “Я не могу позаботиться о тебе так-же”

Однажды мистер Сон сказал, “О, Суним, сегодня моя очередь. Мы пойдем на обед в отличный дорогой ресторан в Тэгу-сити!”

Я сказал ему: “Но у тебя совсем нет денег. Откуда у тебя достаточно средств для этого?” Это было очень трудное дело, - в военное время найти деньги на поход в ресторан.

“Нет проблем. Не волнуйся, пойдем со мной” Итак, мы пошли на железнодорожную станцию Тэгу-сити. Это очень большая станция, много людей ходит туда сюда. Мистер Сон свистнул очень громко и, неожиданно, три мальчика подбежали к нему. Они поклонились ему и сказали: “О, старший брат, откуда ты пришел?” “Из такого-то и такого-то города” - ответил он - “Где мистер Ли и мистер Ким? Я хочу поговорить с ними”. Мальчишки убежали и через некоторое время появились два хорошо одетых джентльмена. “О, старший брат, ты пришел сегодня, как мы рады тебя видеть!” Они были очень рады и были крайне любезны с моим другом. Они обходились с ним с большими формальностями и уважением.

“Слушайте меня”, - сказал он, - “Этот человек мой большой друг. Он долгое время помогал мне. Мы пришли пообедать вместе, можете вы устроить это?”

“Конечно, брат!”, - ответили они. Затем мы сели в машину и они отвезли нас в великолепный ресторан высокого класса. Они заказали такие блюда, которые из-за войны я не ел и даже не видел несколько лет. Между тем, я не мог понять, что происходит, потому что, в добавок ко всему прочему, у моего друга действительно не было денег! Но, не важно, - мы очень хорошо пообедали и мистер Сон был очень счастлив и я был счастлив тоже. Очень хорошие чувства!

После обеда, когда мистер Сон откинулся на спинку кресла и ковырялся в зубах, я спросил его: “Что происходит? Как это возможно?”

“О, это старая история”, - ответил он.

“Пожалуйста, расскажи мне”

“ОК. До того, как я пошел в армию, я был лучшим вором-карманником. Я был боссом, и эти люди были моими подчиненными. Однажды я понял, что это очень плохое дело. Я раскаялся, умыл руки и ушел в армию. Но все это время ты помогал мне, а я не имел возможности отплатить тебе тем-же - у меня не было денег. Сегодня я ответил на твою любезность: сожалею, но я позвонил своим старым друзьям для этого.

Тогда я сказал: “Такое поведение не верно! Если ты действительно умыл руки, тогда это значит никогда больше!!”

“ОК, ОК. Я не буду больше делать этого. Я обещаю.”

Он вел себя очень благоразумно в армии и даже стал капитаном. Мы были вместе капитанами и я видел, что его поступки всегда были очень точными и верными. Итак, карманное воровство было просто его старой привычкой.

Спустя некоторое время, мы осматривали достопримечательности в горах Сорак-сан, это прекрасное и известное место в Корее. Погода стояла чудесной. Много людей приезжает отовсюду посмотреть на эти горы и на автобусной остановке, куда мы приехали, толпился народ. Мистер Сон шел впереди меня. Мы стояли в длинной очереди, чтобы пройти. Внезапно рука мистера Сона метнулась в карман впереди стоящего человека и вытащила оттуда бумажник. Пфффуув! Это было как молния! Но, стоя прямо за ним, я увидел как он сделал это и ударил его, - Бум!! - «Твоя рука неправильная!»

Он был очень удивлен: «О, это моя старая привычка. Я не могу ничего поделать. Это просто случилось» Он сильно извинялся и был очень искренен. Он не хотел брать этот бумажник, не хотел быть карманным вором и не хотел больше воровать деньги у людей. Но он увидел бумажник и автоматически его рука дернулась и взяла его. Это была старая, сильная привычка ума.

Я сказал ему: «Ты должен вернуть деньги обратно!»

«Да, да», - он похлопал по плечу человека впереди, - «Извините, это не ваш бумажник? Я нашел его на полу»

Человек повернулся и посмотрел на мистера Сона, державшего его бумажник. «О, да, мои деньги! Спасибо, спасибо! Я еду на рынок что-бы купить корову. Если бы я потерял их, я не смог бы этого сделать. Спасибо большое!» Он вынул немного денег чтобы отблагодарить мистера Сона.

«О, нет, что вы! Я не могу взять их!» - мистер Сон скрестил руки отказываясь.

Но я толкнул его легонько локтем. «Ты можешь немного взять. Теперь это твоя работа» Тогда мистер Сон взял немного. (Смеется)

Эти две истории показывают два вида действий без мысли, которые мы так-же называем отражающие действия. Действия молодого ученика Дзэн, кинувшегося к двери в монастыре Судокса, были без мышления, как хорошая привычка, которая только помогает другим и не думает о себе. Такое действие не оставляет после себя след в уме, потому что это функция из пустого ума, просто как зеркало. Зеркало не хранит ничего. Мы называем это отражающим умом. Потому что он не зависит от мышления, не создает кармы.

Мой друг карманник, мистер Сон, имел тоже своеобразный вид отражающего ума, но больше по причине плохой привычки: однажды, тоже без мысли, его рука выхватила бумажник. Но это в его уме отразилось его желание, его старая привычка желать чьих-то денег. Мышление создает привычку, и привычка создает еще больше мышления: это карма. Такой тип действий создает карму.

Всякий человек имеет хорошие и плохие привычки. Нет проблем. Просто сохраняйте ясный ум, ясный ум, ясный ум, из момента в момент и тогда истинная привычка появятся сама собой. Поэтому мы говорим, истинная карма - это не хорошая или плохая карма. Это превыше добра и зла. Небо голубое - это хорошо или плохо? Это превыше добра и зла, не так-ли? Вода течет. Это тоже превыше добра и зла.

Хорошее и плохое, не имеет значения - это только имена. Если вы будете совершать только хорошие поступки, то когда вы умрете, вы попадете на небеса; будете делать плохие, и пойдете в ад.

Но, если вы будете сохранять ясный ум, из момента в момент, тогда появляются только истинные действия и вы не связаны ни небесами, ни адом. Это означает действия Бодхисаттвы, которые хороши для всех чувствующих существ и превыше жизни и смерти. Наиболее важно быть ясным по поводу того, почему вы делаете что-то: только для себя или для всех чувствующих существ? Если вы найдете это, то тогда любые действия не проблема. Это очень важная точка. Это практика Дзэн, это направление Дзэн.

Все переведеные главы книги доступны в этом журнале по тэгу big mistake

"Желание просветления - большая ошибка"
Собрал и отредактировал Хьён Гак Суним
"Wanting Enlightenment Is a BIG MISTAKE"
© 2006 Shambhala Publications, Inc.
www.shambhala.com

big mistake

Previous post Next post
Up