Часть первая. Четыре дня туда и два обратно.
Дороги трудны, но хуже без дорог
Что может скрасить два монотонных дня равнинных полей и фур, которые надо обгонять в условиях всего двух полос движения? Я голосовала за людей, но вышло - музыка (Шнур, Ляпис Трубецкой и ура! Высоцкий), радио (Янки после пьянки, вечное наше «Особое мнение») и семейные ссоры, переходящие в идеологческие (как это обычно бывает). Плюс волнительная необычность ночевок в лесных островках среди полей. Оглушительный звон цикад, картошечка в котелке, огромный ярко-желтый с красноватым фонарь луны. Ха! Забыли ложки и тарелки! Комары под Омском еще есть и на утро ощущаешь себя принцессой на горошине, поскольку под палаткой оказался какой-то очень неудобный корень.
Отбой с наступлением темноты и ранний естественный подъем.
Решаем заехать в Новосибирск, хотя и неприятно ездить по большому незнакомому городу, тем более что ИКЕА-МЕГА-АШАН оказываются почти по пути :-). Отдохнули от потрясений оторванности от привычного в родной знакомости глобализированных торговых сетей :-). Зарядилсь уверенностью, что здесь ничем не страшнее чем там, раз уж у них есть «Крошка картошка» и Subway. Н-да, туристы называется!
Стаи чаек, запах моря и рыбы, белеет парус одинокий и другого берега не видно - это мы внезапно выехали на Новосибирское водохранилище.
Где-то между Новосибирском и Бийском кончился бензин и мы 9 километров шли на парах. А все потому, что на единственной на этом перегоне заправке была вот такая ситуация.
На обратном пути точно на том же месте кончился бензин у мужика на Паджеро, который вынужден был пешком идти до заправки (а обратно мы его подбросили). Некоторых очень радовали заправки Газпромнефти - уровнем сервиса, ухоженностью и стабильностью. На указанном перегоне заканчивается строительство очередного островка уверенности автопутешественника, так что в следующем году проблем там уже не будет. От Новосибирска началась было трехполосная «европейская» дорога, но вскоре она усохла до общероссийского стандарта в две полосы.
Спорили о том, как толерантность соотносится с высказыванием своего (конечно, противоположного!) мнения. Сошлись на том, что в ряде случаев свое мнение непохо бы держать при себе. Во избежание... Это я еще не обнаружила, что меня, оказывается, больше не укачивает при чтении книг в транспорте! Знала бы - книжку бы читала, можно вслух...
Ночью будил ветер, всполохи зарниц и прочие грозовые явления. Не то чтобы всех, но как-то были сомнения в том, крепко ли держится тент... Искусство ставить палатку ровно никак не дается - опять под ребрами какие-то камни-ветки. И холодно! Наши однослойные синтепоновые спальники, даже спаренные, при +10 ночью не спасают, учитывая, что палатка у нас огромная для двоих - не надышишь. И тент на нее просто кладется сверху, так, что дополнительная прослойка воздуха никак не образуется. Очень летний и тяжелый вариант.
После Бийска начинается хоть какая-то интересность пейзажа, контрастирующая с плоскостью полей расчерченных лесопосадками - Чуйский тракт. Бесконечные знаки «конец всех ограничений» - начало коих мы как-то пропускали, что ли? Ну, понятно, - дорога извивается - обгонять нельзя, скорость на поворотах рекомендуют снизить, но и символично тоже. Река серо-зеленого (оказывается, бирюзового!) цвета - Катунь. Плакат «Без конкуренции спится лучше, но живется хуже»: Бирюзовая Катунь - свободная экономическая зона! Саша, вдохновленный примером Нурии, собирает вокруг достопримечательностей мусор.
Пережили стресс сувенирных лавок у Аржан-Cуу, когда привычный консьюмеризм толкает на одно, а свободные ценности путешественника сопротивляются. Ночевали в кемпинге в с. Камлак, прямо на берегу р. Семы. Вторую ночь уже мерзнем и мокнем. Роса, ночью - дождь, вода из бурлящей в полутора метрах речки висит в воздухе. Мы блудим по с.Шебалино, прокладывая маршрут до Чендека. Чем больше карт, тем больше времени на это уходит. От непроглядного ненастья к полудню не остается и следа. Саша устраивает сексистские провокации: «Семья - это симбиоз, в котором женщина помогает, вдохновляет, заботится. А мужчина достигает своих потусторонних целей». Зашибись! У женщины, видишь ли, по природе другие цели в жизни! И женщины, К СОЖАЛЕНЬЮ, не отлучены от образования!
Мне больше нравится думать, что я человек в платье, а не женщина в таком случае.
На символический обед взбираемся на первую горку близ р. Чарыш. Для равнинного жителя открывающиеся виды - завораживающее зрелище. Вон там, внизу, осталась наша машина.
Мы покидаем Чуйский тракт в районе Нефтебазы. Чем дальше от него, тем реже встречается пластиковый мусор по обочинам, фуры давно уже исчезли, всадники (и вроде не пастухи, а просто человек верхом). На обочине бодаются телята, дорогу то и дело перебегают бурундуки или тушканчики. Примерно такие:
В деревнях все чаще - аилы, некоторые топят по-черному. В огородах не видно яблонь и вообще плодовых деревьев. Бензин дорожает на 3-4 рубля/литр. Люди - в осенних куртках и сапогах.
К коровам на дорогах мы уже привыкли, но тут целое стадо. Они молчаливо сгрудились вокруг погибшего на дороге теленка. Печально-бессмысленные глаза. «Моргает и не понимет, что взгляд ее мне что-то напоминает».
На Еланде - пункт пропуска в пограничную зону. Но у нас все бумаги готовы, так что через 15 минут мы продолжаем путь. И опять обрывы, обвалы, стремительный бег прозрачных вод, кедрово-пихтовый лес, скелеты вымытых деревьев по берегам рек. Дымящиеся облаками вершины. На перевалах закладывает уши. И полное безлюдье. Пустая (довольно хорошая) дорога, если не считать пару участков щебеночного покрытия, разбитого, скорее всего, перегоняемыми в ненастье стадами. Саша останавливается помочь товарищу из Москвы починить пробитое камнем(!) колесо. Ремкомплект для колес пригодился и еще одному путешественнику. Саша гордится своей предусмотрительностью.
Земляков пока не видно. Милиции тоже.
Усть-Кокса - последний сравнительно большой населенный пункт в нашем маршруте:
Обратный путь получился вдвое короче (по времени), поскольку сколько-то вела я (350 км, хи-хи - из общей протяженности в 4300 км), не заезжали на всякие водопады и источники, и читали Стругацких. И вот еще что мы проезжали
МАЧТОПРОПИТОЧНЫЙ завод
плакат в жизнерадостной гамме - мясокомбинат мощностью 300 тыс. голов! Это они колбасят тысячу коров в день!!!
На бензин потратили 10 тыс. руб. Ездили в период с 31 июля по 8 августа. 8-го же успели посмотреть (уже в Тюмени) третьего Бэтмена, тем самым реализовали преимущество нашего раннего возвращения :-). Дети сориентироваться не успели...
Часть вторая. Пункт назначения. Уймонская долина. Звенигород (д. Чендек).
Да уж! Лучше б мы поехали к Иванову! Но Сашу смутила необходимость оставлять машину неясно где, а меня - необходимость ВСЁ ЭТО тащить на себе и потеря мобильности, если б мы решили ехать не на машине.
Нас встретили вопросом: «Вы вегитарианцы или сыроеды?» И, понятно, на территории нельзя пить и курить.
Десяток-полтора больших многоместных палаток на деревнных помостах для волонтеров - самая большая часть лагеря. 3-4 стационарных палатки для праздношатающихся и две палатки совсем приблудных туристов типа нас. Два туалета типа сортир. Для первого года функционарования - наверное, неплохо. Все население лагеря - около 60 человек. Вроде как - коммуна, самоуправление и пр (я имею в виду сумятицу, неясность организаци самых примитивных моментов типа бани, хотя, возможно, мы слишком мало там были, чтобы понять логику функционирования лагеря).
Люди ищут служения небесам, просветления и постижения смысла жизни. Последний для них четко формулирует Глеб Александров, явный лидер и хозяин лагеря, на котором завязана вся жизнь поселения. Он довольно харизматичен, умеет долго и связно говорить на абстрактные темы. Явно пользуется полулярностью у молодых людей в возрасте до 25, чему в немалой степени способствует эзотерический уклон. Цель духовного развития по Глебу (и под его патронажем, ибо это самый короткий путь!) - «достойно представлять Небеса на Земле», служить другим, и для этого и только для этого стоит самосовершенствоваться. Ежевечерние посиделки у костра выливаются в монолог Глеба, речь которого представляет собой мешанину из фрагментов православных молитв, сказаний о виденных им и его учениками чудесах (что свидетельствует о должном уровне просветления), ссылок на буддистские источники. Он щедро цитирует Блаватскую, Дж. Неру (путая его с М. Ганди), Рериха, упоминает практики алтайских шаманов. В общем мы ищем контакта с небесами, который может реализоваться в видениях святого духа, схимников и пр. благодати. По-моему Глеб непозволитльно много говорит о себе, о том, что его тренинги, коучинг (да просто общение с ним!) приводят людей к прозрению, к верному пути в жизни. Как будто этот верный путь - это такое широкое шоссе, одно для всех! И вот Макс (22-х летний здоровяк с добрыми глазами и приветливой улыбкой) мерзнет на пеньке вдали от костра, пытаясь «сконцентрироваться на образе святого, отключив свой разум». После этого ему предстоит переместить себя в сердце, дыша при этом диафрагмой и удерживая колени выше таза - с единственной целью избавиться от головной боли.
Другие люди как-то не обратили на себя внимания. Много тюменцев, но есть люди из Мурманска, Латвии, С-Петербурга. В следующем году Глеб планирует ввести некий фейс-контроль и приглашать не всех подряд, а только идейно близких. Это в связи с тем, что в одну из ночей у него состоялась драка с туристом. Но учитывая, что он очень увлечен рукопашным боем, то я предпочитаю думать, что это было что-то вроде поединка.
В целом, все описанное здесь является субъективным оценочным суждением, доверительная вероятность :-), которого меньше допустимого из-за малого объема наблюдений.
Часть третья. Под рюкзаком
Три дня - по горным тропам и без них, две ночевки на высокогорье. Ежедневно мы проходили по 20-25 км, причем по горам, т.е под более или менее крутым углом. Во второй день мы преодолели Катандинский хребет на высоте 2210 м, со спуском траверсом и карабканием по скалам. Оказалось, я больше не боюсь высоты (по Уралу у меня тут плохие воспоминания). Но по-прежнему люблю погонять эхо. Пересекли долину Бакола, растительность в которой подозрительно напоминает мои клумбы на даче - альпийская ромашка, камнеломка (очиток), душица, эстрагон, дикие хосты, водосбор, такие синие колючки, серебрянные узколистые не-знаю-кто и прочая низкорослость, почвопокровность и мелкоцветье. Наелись красной смородины (которая на зависть значительно крупнее дачной), жимолости (почему она так поздно у них?) и особенно черники (не буду утомлять читателя многочисленными фотографиями флоры, хотя меня этот аспект очень радовал):
Искупалась в озере в образе и костюме горной нимфы :-), подвигала взглядом горные вершины (это когда долго смотришь на бегущие по камням барашки, а потом поднимаешь взгляд), пыталась собирать гербарий.
Тишина, нарушаемая лишь шумом ветра и грохотом стремительных потоков, в траве еле заметная тропа, которая местами сильно избита копытам лошадей и коров, и на которой видны отчетливые медвежьи следы.
Под проливным дождем она легко превращается в болото. Конечно, не там, где она идет по-над самым обрывом в глубокое ущелье, на дне которого угадывается речка. Идем под страхом «Упасть легко - доставать трудно».
У нас как менее подготовленных дождевиков и сапог не оказалось... Высушить одежду и обувь у костра тоже не удалось. Хорошо, что была сменная, но утром пришлось влезать в мокрое. Однако в группе были люди, которые преодолели путь вообще босиком! На Урале мы бродили все больше с песнями. Здесь дыхания и так не хватает - не до песен и разговоров, зато монотонность ходьбы способствует раздумьям. Например, о том, как легко человек отпускает все условности цивилизации - оказывается можно очень даже обойтись без макияжа и укладки волос, без подушки и даже без тех.обслуживания организма (это если не есть и не пить в пути). И остается только главное и только суть (во всех смыслах). Моё мне понравилось. Я точно чувствую себя там увереннее. И куда что девается, когда заходишь в супермаркет, а потом чувствуешь потребность в зеркале.
Однако все это требует дисциплинированности, навыков и дополнительных усилий по поддержанию себя. Вырванность из привычного быта достигла апофеоза, когда у нас кончилась чистая и сухая одежда. Особых мотивов забарывать неустроенность дальше у нас не было, и мы досрочно пустились в обратную дорогу. "Enough is enough", решили мы консенсусом, и не стали продолжать свой путь в сторону спонтанно появившейся на второй день «нулевой точки» в виде Аржанского водопада. Отказались от экстримального приключения поспать в горах у костра без палатки и спальника. Ну-у-у, с одной стороны, может оно и разумно, а с другой - нечем гордиться и нечего детям рассказать. Не умерли бы мы поди от переохлаждения? И все равно бы дошли... А куда деваться?