Оригинал взят у
asnecto в
О советской иконописи...Кто не знает этой картины с детства, запечатлевшей все ужасы безбожного тоталитарного советского прошлого?
"Опять двойка" - классика детства!
Картина Федора Павловича РЕШЕТНИКОВА - как и все у него - очень светлая и теплая, с доброй детской пытливой улыбкой.
Картину знают, наверное, все.
А все ли знают, что главный классик соцреализма - из семьи потомственного иконописца?
Начинал Решетников учиться у старшего брата, а потом - "взял узелок с сухарями, сверток кистей и красок, новые брюки байковые и ушел...". Ушел в соцреализм.
Но до соцреализма был Побединский рудник, комсомол, культурно-просветительная работа, оформление праздников, карнавалов, декораций для любительских спектаклей. А вскоре по путевке (скольким открыли дорогу эти "путевки") рудкома отправляется в Москву поступать на Рабфак искусств...
А потом арктические экспедиции - на "Сибирякове" (1932) и "Челюскине" (1934).
И первая серия черно-белых набросков-зарисовок:
Во всех самых известных его картинах, будящих в сердце детство, так или иначе слышится эхо войны.
Но не просто войны, а отблеск ПОБЕДЫ:
А вот еще одна всем известная по школьным учебникам картина - "Прибыл на каникулы" (1948), за которую художник получил Государственную премию:
Почему дети?
"Вероятно, интерес к своим сверстникам зародился еще в раннем возрасте. И позже мне всегда нравились детские характеры. Ведь это - особый мир, в котором так непосредственно, так чисто отражается время, эпоха, наконец, - мы с вами - взрослые".
Что бы он нарисовал сегодня?
Ведь это страшный вопрос...
А тогда - посмотрите, какие светлые, чистые, ясные лица, глаза:
"Переэкзаменовка":
"Советская лакировка"? Таки нет.
Может быть, потому, что мальчишки, пережившие войну, были мальчишками, а не "тинейджерами"...
Они умели мечтать:
А ведь и соцреализм может быть ярким и талантливым!
Это не
"Черный квадрат" ;...
Здесь рисовать нужно уметь.
"Жанровую картину можно сравнить с коротким рассказом, та же конкретность сюжета, выпускло очерченные характеры, точность композиции"...
Вот и совершенно "безыдейные" картины, хотя такие же теплые и какие-то близкие:
Почему-то совершенно реальное ощущение, что ты знаешь этих людей всю жизнь:
А вот эта картина, похоже, навеяна то ли Васнецовым, то ли Серовым.
Портрет Бродской:
Мастер шаржа.
Найдите хотя бы один изъян иконописного канона:
Ну и, конечно, как дитя своего времени - в лучших традициях советской иконописи:
Чем не "Житие Иосифа":
Ну как, улыбнулись хоть раз, глядя на картины?
Мне почему-то после его картин становится как-то очень тепло и спокойно.
Можно быть известным, маститым, знаменитым, а можно - просто близким.
Наверное, в этом и есть настоящий Мастер и Художник.