..Так назывался журнал убитой Иры Кабановой (Черской).
Наверное, погибших нам жаль тем больше, чем более они похожи на нас самих. Ира Черска обладала теми же талантами, что и я - грамотной и образной речью, умением вкусно готовить, влюблться и любить...
В первых двух она превзошла меня уже потому, что зарабатывала этими талантами деньги.
Ниже приводятся выдержки из ее ЖЖ и страницы на Фейсбуке (страница сейчас закрыта, но я видела эти ее слова , сейчас они приводятся со ссылкой на юзера, успевшего их зафиксировать.).
Многие вещи кажутся теперь пророческими....
1. и я в какой-то момент подумала, как хорошо, что никто не может меня бросить
хотя это глупо и про "если у вас нету тети"
http://cherska.livejournal.com/2008/01/24/ 2. очевидно, что если перестать существовать как личность - страх смерти исчезнет вместе с ней
хотя мне и кажется, что это в первую очередь наслаждение (ну или порядок вещей, к примеру), а только во вторую - желание как-то обезвредить смерть, осознаваемую с каждой секундой все необъятней
а люди, которые хотят прожить последний день на подъеме - сказать всем главное, например - просто верят в Бога
http://cherska.livejournal.com/2008/02/12/ 3. одна из сегодняшних - "Книга о смерти", перевод со шведского
мне ужасно понравилась
картинки с подписями - и ребенок получает о смерти некоторые впечатления
там, например, есть ряд умерших существ: увядший цветок, муравей, божья коровка, Сигге (лежит голый дяденька на земле) и Крошка Стюре (это черепаха, лежит на спинке)
или вот отличный Бог на облаке, который машет вновь прибывшим рукой и говорит "привет" (на версии Бога не настаивают, она приводится как "некоторые думают". там есть, например, мальчик, здоровающийся с цветком, а цветок - это его дедушка)
еще там есть Тетушка-Ангел, Дядюшка-Ангел, Слон-Ангел и Муха-Ангел
предлагается вспоминать об умерших: например, придти на кладбище поболтать (диалог такой: (сверху) - ну, как ты там? (снизу) - спасибо, ничего, только как-то однообразно.
если пойти на могилу покойного не получается, то можно просто зажечь свечку и подумать о нем
а если свечки нет - то можно зажечь бенгальские огни
еще можно думать о покойном, надев его старую шляпу
ну или съесть его любимое мороженое
http://cherska.livejournal.com/2008/02/24/ 4. когда человеку практически нечего терять (в простом самом смысле - у него очень мало денег, к примеру) - он довольно широко может жить, правда. деньги появляются ровно ниоткуда - случайный заработок, кто-то накормил ужином, случайные вечеринки с перспективой (воображаемой), выигрыш в карты или в казино, да все что угодно. в такой истории фигли покупать бульонные кубики и кило гречки, когда можно просто ехать в гости на такси наугад.
и вдруг ты становишься человеком, который внял голосу. ты рассовываешь зарплату по конвертикам. всю неделю ты ешь суп, сваренный в воскресенье вечером под шум телевизора. по пятницам - сыр дор-блю и бутылка чего-нибудь под настроение. все это можно оформить более чем симпатично, согласно вашему вкусу. новая неделя - новый конвертик. можно купить себе этих конвертиков хоть на год вперед, и еще на пустых карандашом обозначить сумму, которая в нужные дни будет в них появляться. и ни разу не ошибиться.
согласитесь, что если вам так уж захотелось подкорректировать рамки своей жизни, то ужасно кажется, что если найдется партнер, который будет разделять этот ваш новый мещанский миф - то вы немедленно обретете счастье. т.е. для партнера это будет не выбор, а он всегда так жил. он не неофит, как вы. он местный житель, у него пять фикусов и целая пачка конвертов. и сладко думается, что сейчас он вас заземлит всей своей гравитационной силой, и вы вместе распакуете пачку конвертов. завтрашний день тут же обрисуется в своей восхитительной вчерашней перспективе.
ах как бы мне хотелось.
ах как бы разлетелись все эти конверты по ветру, по ветру.
дальше я в общем не знаю, что написать. я счастлива. но у меня не получается переплыть с острова на остров. ну и ладно, да?
может быть когда-нибудь мы изменимся вдвоем.
http://cherska.livejournal.com/2008/05/04/ 5. женщины иногда (или часто) совершают ошибку такого рода: пусть с другими Он вел себя ужасно (например, топил в ванне), но со мной он так никогда не поступит, потому что.
если начать отвечать себе на "потому что", то придется нести что-нибудь несусветное, вида "Он любит меня по-другому" или "их-то Он, понятно, не очень-то и любил" или "Он изменился"
(хотя скорее всего Он никогда не утопит вас в ванне в единственном случае - если ванна больше никогда не попадется ему на глаза).
тем не менее в жизни всякого человека есть эволюция его личных историй. и какая-то становится последней - в силу конечности жизни и некоторой усталости, образующейся гораздо раньше, чем мысли о конечности. а может быть даже в силу озарения (наверняка у этой силы есть поклонники). и вот встретятся две фигурантки (ну вдруг) - скажем, третья, и вот эта самая последняя. о чем бы им поговорить? с третьей Он вел себя ужасно (утопленница, и не одна она. отсчет утопленников.) а с последней вроде бы ничего. но третья-то всегда расскажет про то, что за ванна была, и какой свет, и как руки на шее держал, и как все внутри стало водой.
последняя даже может не искушать судьбу, а утопиться самостоятельно. или как-то подготовиться к неизбежному. еще может не поверить. еще может купить душевую кабину вместо ванны. еще может сказать себе "Он любит меня по-другому".
я подумала - наверняка найдутся люди, которые при случае скажут, что я их тоже топила в ванне. может быть даже со злостью, с уверенностью в своей правде. но мне это интересно только в том смысле, что я уверена - два человека в единстве места, времени и действия могут называть одно и то же утопленником и букетом ромашек. вот вы хотите время от времени знать правду на этот счет? или знать, что никакой правды нет вовсе?
камень-ножницы-бумага. если одновременно одно и то же несколько раз - то начинает казаться, что что-то такое в мире есть. в противном случае всегда есть то, что в просторечье называется реальностью.
http://cherska.livejournal.com/2008/05/29/ 6. Слушайте, вот как бы вы озвучили свою свадьбу и свои похороны?
lavrusha предложила на похороны Wish You Were Here (Pink Floyd)
тема, я считаю
а я бы Since I"ve Been Loving You (Led Zeppelin) - это пока по дорожке идут
гости бы все прочувствовали, согласитесь
и Island (King Krimson) - это когда уже пара человек останется, чтобы не в тишине стояли. только без длиннющего проигрыша, а только кусок с текстом. он, правда, короткий. но если этой паре человек захочется подумать обо мне подольше, то можно его по кругу пускать
со свадьбой сложнее почему-то
можно, конечно, поржать - свадьба под "Alabama Song", в сапогах и каком-нибудь прозрачном коротком платье
и чего-то больше в голову ничего не приходит
а вы? можете предложить программу на 4 свадьбы и одни похороны, можете на 4 штуки похорон и одну свадьбу - по настроению
спасибо
http://cherska.livejournal.com/2008/05/30/ 7.мозги, как известно, дело непредсказуемое. сегодня они аргументируют, почему в данный момент не стоит убивать другого человека. а завтра - почему новый данный момент не такой, как вчера, и уже может быть и стоит убивать другого человека
http://cherska.livejournal.com/2008/07/31/ 8. мы сдаем квартиру и переезжаем в другую, еще не найденную
меня всегда интересовали сюжеты про бегство.
[ремарка в сторону: а не про изгнание, например. хлеб изгнания, как мне кажется, не так уж и горек, потому что в изгнании должно содержаться чувство личной правды. а в бегстве поблескивает предательство.]
но оба сюжета драматичны, и если их проецировать на самую обыкновенную жизнь, которая не превратилась в сюжет, то как раз драму хочется оттуда вычесть
http://cherska.livejournal.com/2008/08/16/ 9. какой из человеческих пороков кажется вам самым непростительным?
апд: лидером, кажется, стала глупость
мне же тяжелее всего прощать человеку вранье. если вранье накапливается - исчезает доверие. исчезает доверие - появляется контроль. появляется контроль - исчезает любовь
http://cherska.livejournal.com/2008/08/21/ 10. мне даже хочется, чтобы наступила зима, со снежной тишиной и остановившимся ненадолго временем. ты не любишь зиму, я знаю, но эта зима будет хорошей и не очень длинной. Илья рисует, я тебя жду, часы тикают, в окне снег и ранние сумерки. Часы тикают, сокращают время ожидания. Когда оно закончится, отсчет начнется заново. Так мы не стареем
http://cherska.livejournal.com/2008/09/20/ 11. мне сегодня 35 лет
и что-то мне с каждым годом все лучше и лучше
даже не знаю, чем это может закончиться
http://cherska.livejournal.com/2008/09/25/ 12. вот лубочные картинки семейных историй иногда обладают исключительной притягательностью, и плевать на все эти крупные ровные стежки, способные сшить как угодно грубо раскроенное полотно жизни. в отличии от всяких саг о форсайтах, кишащих психологическими червяками.
никто так сентиментально не рыдает над рождественскими открытками, как одинокий человек, ощущающий в себе оборванные корешки
http://cherska.livejournal.com/2008/10/05/ 13. чтобы каждое утро мне нравился начинающийся день, и чтобы А. на меня не сердился
http://cherska.livejournal.com/2008/11/02/ 14. с новым годом, дорогие люди!
у нас получилась тааакая елка прекрасная и тааакая еда
и все остальное - как надо
впервые я забыла загадать желание под куранты - вообще вылетело из головы
это хороший знак, я считаю
наступивший год - мой
когда мне было 12 - я первый раз влюбилась, когда мне было 24 - я поступила учиться туда, куда очень хотела, в этом году мне исполнится 36
единственное, чего бы я себе пожелала - уметь удерживать то, что получаю
уметь с этим взаимодействовать, а не только рассматривать
желаю всем хорошего года, с историями, которые будут радовать
http://cherska.livejournal.com/2009/01/01/ 15. среди них есть мягкая матерчатая кукла. пожалуй, на нее было направлено меньше всего сентиментальных детских чувств. но с некоторых пор с куклой возникли отношения.
сначала я ее находила в комнате во всяких странных позах, с вывернутыми из сарафана ручками. затем как-то услышала, как Илья с ней разговаривает:
(суровым голосом) - открой рот! открой рот!
раздается какой-то тарабах
(смягчившимся голосом) - хорошо, я не буду тебя бить.
затем пару дней Илья куклу бил. как-то даже жестоко. стоял и лупил ею о стену. и выражение лица при этом у него было - восторг, разбавленный некоторым пониманием, что хорошо бы его скрывать. я спросила - зачем он это делает? он внятно не ответил, сказал, что вот, бьет. на вопрос - больно ли ей? - ответил, что больно, но как-то без уверенности. на предложение куклу пожалеть откликался, но без огонька. и через некоторое время бил опять. я пару раз куклу взяла у него из рук и стала гладить. тут же ор - это моя кукла, отдай!
на следующий день Илья был - сама нежность, бегал с куклой, гладил ее, кормил и поил моим чаем.
(примерно за этими занятиями Илья сделал свое первое обобщение, сказав: Все любят и еще все едят)
отношения с куклой продолжаются, в них есть какое-то напряжение. вчера он скрутил куклу в рулет и запихнул в маленькую сковородку. затем он поставил сковородку в коробку-грузовик. я спросила - зачем? он ответил - там темно, куклу нужно туда. было понятно, что он ее туда не спать кладет. интересно все-таки, зачем.
http://cherska.livejournal.com/2009/01/17/ 16. решила на досуге почитать что-нибудь классическое
классическим оказалась "Крейцерова соната" Толстого
до чего же пустое чтиво
какое-то удивительно неумное
даже с поправкой на устаревшие актуальности
общество развращает мужчину. мужчина развращает женщину. мужчина способен только на чувственную любовь. женщина способна только на то, чему ее научил развращенный мужчина. чувственность преступна, но единственно она позволяет длить брак, пока все друг друга не убъют.
вывод: вожделеть собственную жену - корень мирового зла.
http://cherska.livejournal.com/2009/01/19/ 17. как вы думаете, как должен чувствовать и что делать человек, который вдруг понял, что способен на жестокий поступок?
(по отношению в беззащитным - детям, животным, или вообще зависимым
http://cherska.livejournal.com/2009/02/23/ 18. я примерно так же думаю и о будущем. представляю картинку, к которой не ведут никакие провода, никакие причинно-следственные связи. она берется ниоткуда, случайная мозаика из моих аляповатых открыточных представлений о прекрасном. а я только пытаюсь выставить в ней свет.
http://cherska.livejournal.com/2009/03/05/ 19. отдельной строкой (видимо, ради этого и затевалось обсуждение) чехвостились какие-то собирательные молодые девушки, которые ждут с моря погоды, вместо того, чтобы вкалывать, и зачем-то романтизируют подлых мужчин, от которых потом заслуженные беды случаются.
http://cherska.livejournal.com/2009/03/08/ 20.Список из пяти вещей, которые вы видите, не вставая.
тарелка с сырниками (изжаренными заботливым А.), стакан из-под фильтра для воды с белыми тюльпанами (источник тот же), настольное зеркало (в которое я заглядываю в поисках себя), "Золотой ключик или Приключения Буратино" (наше с Илюшей вечернее чтение), кот Федор (испытание, посланное мне недобрым богом)
http://cherska.livejournal.com/2009/03/22/ 21.что для вас является внутренней точкой опоры?
о чем вы думаете как о константе (или источнике силы) в момент, когда жизнь того и гляди развалится?
http://cherska.livejournal.com/2009/03/26/ 22. идеальная смерть
идеальная смерть - это исчезновение. может быть, исчезновение+забвение. (изъять себя из коллективной памяти - заманчиво. но для многих как-то важно - помнить, быть верным вот этой самой памяти. кто знает, может, у них нельзя вот так вот огульно изыматься. а, еще некоторые хотят "оставить след". господи, какими только средствами люди не стараются прирастить к себе так и не найденный смысл жизни.)
так вот - исчезновение. такое полное физическое отсутствие вдруг
http://cherska.livejournal.com/2009/04/05/ 23. в начале этого дня мне отчасти хотелось, чтобы фрагмент самолета со мной отделился от основного самолета
и упал в зеленеющие поля
потом это ощущение стало размываться
http://cherska.livejournal.com/2009/05/07/ 24. когда я думаю о русских, мне представляется какая-нибудь история про несчастную семью и мужчину, приведшего эту семью к разорению, катастрофе и потере чувства собственного достоинства
http://cherska.livejournal.com/2009/05/09/ 25. а поздним вечером я ехала на машине через пол-москвы. в москве меня почти никогда не покидает чувство тревоги. не то что бы за свою жизнь. а за остатки своих иллюзий относительно мира. чудовищно огромный город, состоящий из окраин. гектары человеческих ульев. насилие и отчужденность - нить основы и нить утка.
что вы думаете про девочку Сашу из Португалии? меня ужасно бесит аргумент про "права биологической матери". причем совсем хорошо я это поняла, только когда ею стала. нет таких прав потому что. ребенок, которого ты оставляешь где-либо и уходишь. просто уходишь, потому что у тебя планы на этот вечер или на эту жизнь. а он там как-нибудь. другие люди не бросят. ребенок, который нуждается в тебе в некоей абсолютной степени.
http://cherska.livejournal.com/2009/05/31/ 26. сюжет в двух словах: муж и жена трахаются в ванной. в это время их сын подходит к окну и падает на землю. жена попадает в больницу, где ее лечат таблетками. муж (психотерапевт) считает, что сам ее вылечит и предлагает ей назвать место, в котором ей страшнее всего. таким местом оказывается лес. они едут в лес навстречу ее страху. через некоторое время она пытается его убить (довольно зверски). но муж оказывается живым под слоем земли, восстает и душит жену. затем сжигает ее и уходит из леса (подальше от природы, хаоса и пр.) правда, последнее, что он видит, это представители природы (лисы и косуля, подгнивающие) с колокольчиками на шее. возможно, это символ того, что не стоило природу в лице жены так уж совсем душить, а стоило ее, например, приручить (полюбить).
вроде бы гора записных безумств... но какой-то уместной интонации нет. можно ведь и ромашки снимать сквозь отчаяние. или расщепляющееся сознание. ну или хотя бы какие-нибудь алогичные ромашки, чтобы чувствовалось, как мир слегка дает крен и плывет неизвестно куда.
а здесь появляется ощущение полного отсутствия взаимодействий. между мужем и женой (несмотря на то, что они занимаются сексом не останавливаясь). между героями и режиссером. между зрителем и героями. этот эффект - тоже в своем роде интеллектуализация травмы. сидишь как будто в тысячах километров от экрана. возможно, чем больше это расстояние, тем в большей степени фильм - "явка с просьбой о госпитализации".
Триер на повторяющиеся вопросы журналистов - "зачем он это снял?", ответил, что он ничего не хочет объяснять. и, говорят, выглядел плохо.
http://cherska.livejournal.com/2009/07/24/ 27. 25 декабря 2012.
срок годности на молоке - 13 мая 2013 года. как это радостно - осознать, что где-то в пространственно-временном континууме существует 13 мая 2013 года. там же могут существовать еще некоторые вещи среди цветущих яблонь. а могут и не существовать.
28. 30 декабря 2012 года.
вот чем новый год был волшебным? мама меня оставляла одну в комнате, я садилась на колени, прислонялась к батарее и смотрела в окно. в доме напротив зажигались елочные огоньки. в моей комнате тоже были елочные огоньки. мама ставила мне пластинку. щелкунчика. когда мари сражалась с мышиным королем, я плакала и смотрела на снег. он летел между домами. я говорила себе, что не засну, но все равно засыпала. и находила утром подарки. дед мороз меня совершенно не интересовал.
http://eka42003.livejournal.com/289435.html