За последнюю неделю посмотрели с Радистом Морзе
radist_morse два новых фильма - свежего Бонда и "Облачный Атлас" Тыквера и Братьев (сестер?) Вачовски.
Про первое кино сказать особо нечего, кроме того, что снято оно очень хорошо и обязательно к просмотру всеми поклонниками саги об агенте 007.
Про "Атлас" мыслей напротив - так много, что они спрятаны мною под кат.
Если говорить коротко,
то невообразимый трехчасовой жанровой коктейль весьма динамично повествует о том, как "люди разных каст и стран" ( а также рас и эпох) гибнут в гонке бесконечной, но преимущественно не за металл, а свободу (личную, творческую и сексуальную) и справедливость. Во все времена люди разделены предрассудками , всегда есть свои изгои (негры-рабы, гомосексуалисты, клоны из пробирки) ... в наши годы - это престарелые , заключенные в своих резервациях-пансионатах. И во все времена люди влюбляются (или по крайней мере начинают симпатизировать) именно в тех, с кем общество якшаться не рекомендует, и только отстаивая свои чувства, действительно становятся ЛЮДЬМИ. При этом из предыдущих эпох герои получают как материальные (дневники, письма, пленки), так и нематериальные весточки. Они как будто слышат одну и ту же мелодию и проживают одну и ту же историю (при этом веселящиеся режиссеры не только склеивают кадры так, что герои синхронно оказываются в застенках или уходят от погони, а летящая пуля через доли секунды превращается в звездолет, а еще через мгновение - в стрелу, но и дают играть в разделенных столетиями сюжетах одним и тем же актерам, правда, измененным гримом до неузнаваемости...).
Собственно про создание этой мелодии рассказывает наиболее понравившаяся мне в фильме история (вторая по хронологии описываемых событий). В тридцатых годах двадцатого века молодой талантливый композитор будучи застуканным за перечеркивающим в те времена возможность карьеры гомосексуальным эпизодом устраивается работать секретарем к знаменитому музыканту, чтобы под его крылом нарастить свое сочинительское мастерство и раскрутиться . Увы, престарелый мэтр ныне способен лишь к невнятному мычанию приходящих ему в голову мелодий, и главный герой домысливает-досочиняет-записывает их самостоятельно. Он интенсивно работает над сикстетом "Облачный атлас", а о своей жизни и творчестве рассказывает в письмах бывшему партнеру, которого не перестает любить. Когда работа завершается , старик-"соавтор" вначале в шутку, воспринятую героем всерьез, предлагает считать произведение созданным совместно, но затем раскрывает карты и , угрожая, молодому дарованию публичным позором в случае отказа , претендует на авторство созданного шедевра. Главный герой убивает в борьбе соперника и после непродолжительного периода изгнания и нищеты совершает самоубийство...
Вопрос об авторстве произведений действительно очень непрост как с юридической, так и с моральной точки зрения. Для русскоязычного читателя кто настоящий автор сонетов Шекспира - сам Уильям или Маршак, в чьем переводе ( и только в нем!) любитель поэзии их читал? А для человека , знакомого с Чебурашкой только по мультикам, кто автор ушастого персонажа - писатель Успенский, придумавший зверюшку, или художник Шварцман , создавший знаменитый мультяшный образ? Соавторы (автор и переводчик), кроме духовной любви, всегда, если живут в одно время испытывают друг другу ревность, хорошо если не переходящую в ненависть (Успенский судился со Шварцманом за права на Чебурашку)...
Еще сложнее, когда одна и та же мелодия (или одна и та же интонация) одновременно приходит в голову современникам. Очень показательна в этом отношении история создания песен к "Семнадцати мгновениям весны":
"Претензии у Магомаева были к Татьяне Лиозновой, которая ошиблась в том, что пригласила его для исполнения песен: ведь ни голос, ни певческая манера Магомаева никак не могли совпасть с образом Штирлица.
К тому же Лиознова дала прослушать Кобзону пленку с готовым вариантом. В этом Магомаев почти убежден, так как в версии Иосифа Давыдовича Муслим Магометович угадал "некоторые свои интонационные нюансы, акценты и динамику - где тише, где "нажать", где сгустить…" Кобзон же стал все отрицать. И тогда Магомаев сказал: "Ты так же не слушал мою запись, как Таривердиев не слышал "Love story".
Эту странную фразу Магомаев произнес далеко не случайно. Он утверждает, будто бы песня "Я прошу, хоть ненадолго…" мелодически напоминает "Историю любви" Франсиса Лея. А кто-то в этом сходстве увидел даже преступление…
"Москва. Союз композиторов СССР. Хренникову. Поздравляю успехом моей музыки вашем фильме. Франсис Лей". Эта телеграмма, пришедшая из Франции, означала, что Микаэл Таривердиев использовал в фильме "Семнадцать мгновений весны" мелодию известного французского композитора. А точнее - украл ее." (приводится по:
http://vaostory.ru/blogs/o-chyom-malo-pishut/tariverdiev-ne-slyshal-love-story.html ).
Поразительно , но именно песни Таривердиева-Рождественского, на мой взгляд , ярче всего иллюстрируют идеи"Облачного атласа". И не только "свистят они, как пули, у виска - мгновения, мгновения, мгновения", "мгновенья раздают - кому позор, кому бесславье, а кому беессмертье", " мгновения спрессованы в года, мгновения спрессованы в столетия .. И Я НЕ ПОНИМАЮ ИНОГДА, ГДЕ ПЕРВОЕ МГНОВЕНЬЕ, ГДЕ ПОСЛЕДНЕЕ", но и более лиричной "Песни о далекой Родине". Вот ее текст. Абстрагируйтесь от "Семнадцати мгновений", где она идет фоном, представьте себе, что вы знакомитесь с ней впервые (я понимаю, что это как представить Чебурашку не в образе, созданном Шварцманом :=) ) О чем эти стихи?
Я прошу, хоть ненадолго
Грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
Берег мой, покажись вдали,
Краешком, тонкой линией,
Берег мой, берег ласковый,
Ах, до тебя, родной, доплыть бы,
Доплыть бы хотя б когда-нибудь.
Где-то далеко, где-то далеко
Идут грибные дожди,
Прямо у реки в маленьком саду
Созрели вишни, наклонясь до земли.
Где-то далеко в памяти моей
Сейчас, как в детстве, тепло,
Хоть память укрыта
Такими большими снегами.
Ты, гроза, напои меня,
Допьяна, да не до смерти.
Вот опять, как в последний раз,
Я все гляжу куда-то в небо,
Как-будто ищу ответа.
Я прошу, хоть ненадолго
Грусть моя, ты покинь меня,
Облаком, сизым облаком,
Ты полети к родному дому,
Отсюда к родному дому.
О трудно объяснимой тоске по какому-то лучшему миру, нечеткие очертания которого почему-то никак не покидают нашу память... ("я иду в этот ГОРОД КОТОРОГО НЕТ" - одним словом ) ...Вот и "Облачный атлас" - ровно о том же.
Вспоминают, надо сказать не только герои, но и зрители. И где актеров этих видели (мне удалось угадать только четверых, причем одного из них , играющего композитора-гомосексуалиста, я вспомнила в роли Парфюмера, а ведь он играл одну из центральных ролей и в посмотренном несколько дней назад "Скайфолле"!) и где сюжеты похожие встречались (От "Хижины дяди Тома" и до замятинского "Мы" и от "Горбатой горы" до "Побега из курятника" и "Полетов над кукушкиным гнездом"). Авторы азартно играют со зрителями в эту угадайку, чему способствует без преувеличения прекрасная, заслуживающая "Оскара" работа операторов и гримеров.
Единственным , но очень серьезным минусом картины является , на мой взгляд, ОТСУТСТВИЕ (или невнятность, равнозначная отсутствию) ТОЙ САМОЙ мелодии, которую слышат герои из века в век...
Использовали бы музыку Таривердиева, Лея или Корнелюка ...что ли!...
Подробная информация о картине "Облачный атлас" :
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B0%D1%82%D0%BB%D0%B0%D1%81_(%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC)
Альтернативная рецензия на фильм:
http://acantharia.livejournal.com/674005.html