Говорухин - наше все ... или когда понимаешь Малевича...

Jul 04, 2012 15:13

Три вечера на даче смотрели фильмы на ДВД.

1. "Вертикальный предел". Не знаю , смотрел ли режиссер говорухинскую "Вертикаль" (первым названием которой было "Мы - идиоты"), но аналогии напрашиваются сами собой. Группа альпинистов прется вверх , не внимая предупреждениям синоптиков. Из отличий - присутствие в фильме честолюбивого, коварного и эгоистичного покорителя вершин-мультимиллионера. Видеоряд более впечатляющ, чем говорухинский (между фильмами сорок лет -- видеотехника шагнула далеко вперед). Интересная дилемма, продекларированная в начале - можно ли ради спасения жизни двоих перерезать веревку, на которой висит над пропастью третий, особенно если он сам об этом просит - обыграна слабо. Главный герой одерживает странную победу - спасает сестру ценой жизни четырех человек ... и называет это победой.

2. "Артист" ...расскажу об этом фильме чуть позднее.

3. "Смертный приговор". Своеобразный гибрид "Ворошиловского стрелка" ( даже продажный папаша одного из негодяев, недовольный сыном, но пытающийся его спасти и ... погибающий от  рук отпрыска ,  имеется - ну а то, что он не милицейский начальник, а гангстер местного разлива - слабо меняет дело) и "Убить Билла" (одним махом семерых побивахом... и все это без тарантиновской самоиронии). В известном смысле картина моральнее "Ворошиловского стрелка" - заботливый дедушка, отомстивший самым жестоким образом за поруганную честь внучки , остается народным героем и нравственным человеком в глазах зрителя, да и сама девочка-ромашка в финале "Ворошиловского стрелка" снова поет песенки.... и мысли о погибших насильниках ее не тревожат, в американской же ленте отец семейства, выбравший путь Каллоева все свое семейство губит, а сам становится малоотличим от тех, с кем, как и герой Ульянова , потеряв веру в правосудие,  борется...

Оскароносный "Артист" сознательно уходит от поиска как новых истин ("От сумы не зарекайся", "чем выше взлетел, тем больнее падать" и "Мир спасут доброта, любовь и верность" - постулаты не новые , чего уж), так и - тем более! - новых изобразительных форм (фильм вызывающе черно-белый и почти полностью "немой"), подкупая зрителя именно своей простотой - самого главного словами не скажешь - и тем самым подтверждая правоту выбора главного героя - звезды немого кинематографа, отказавшейся сниматься в звуковом кино.

...Осознавая, как мало в мире осталось еще не экранизированных сюжетов,  понимаешь, зачем Малевич написал "Черный квадрат" - нарисовал  бы море - сказали, что брызги у Айвазовского реалистичнее, изобразил бы прелестных девушек, собирающих виноград, - упрекнули бы , что солнечные лучи убедительнее скользят по округлостям на полотнах Брюллова....Кажется, все уже было написано, да и фотография с кинематографом появились. Надо было или повторяться ... или писать черный квадрат...

Культур-Мультур, casual, Мысли

Previous post Next post
Up