https://vk.com/rvs.obrazovanie?w=wall-62604527_56208Громкие заявления власти про отмену болонской системы породили аналогичные ожидания в отношении ЕГЭ, поскольку как бы ясно, что это одного поля ягоды - навязанные извне плоды тлетворного запада. Вопрос широко обсуждается в социальных сетях, и даже Дума проявляет активность. Депутат Хамзаев (от ЕР!) обратился к вице-премьеру Голиковой с предложением отменить единый государственный экзамен (см.
https://ria.ru/20230221/ege-1853563508.html?ysclid=lf.. ) и призвал её дать поручение Министерству просвещения сформировать позицию относительно отмены ЕГЭ. Своё обращение Хамзаев сопровождает очень правильными словами, которые оппоненты единых экзаменов неустанно повторяют уже 20 лет.
Обратите внимание: депутат не пишет напрямую Кравцову (понимает, что бесполезно), а пытается надавить на него через курирующего вице-премьера.
За Кравцова ответил Музаев (
https://ria.ru/20230307/ege-1856449728.html ) :
«Вопрос об отмене ЕГЭ в данный момент не обсуждается. Запросов нет ни от учителей, ни от министерств».
(Аргумент «весомый»: ни ума, ни совести.)
А Кравцов свою позицию сформулировал ещё летом прошлого года на ПМЭФ:
«ЕГЭ и болонская система никак не связаны. Потому выход из болонского процесса не может влиять на ЕГЭ».
Словом, ЕГЭ - это другое, это наше.
Для них ЕГЭ свят.
2020 год. В стране коронавирусный карантин. Нельзя ходить по улицам, закрыты города и границы регионов. Школы на дистанте. Какие тут могут быть ЕГЭ, ОГЭ или ВПР? Потому всю «выпускную аттестацию» разом отменили (даже законы аврально подправили). Документ о среднем образовании выдавали на основе школьных оценок, без ЕГЭ по русскому языку и базовой математики. И разницы никто не заметил, поскольку, по сути, итоговой государственной аттестации в школе не было и нет.
А вот вступительные ЕГЭ были проведены (чуть позже) в прежнем формате и в полном объёме (в отличие от вступительных олимпиад и ДВИ, которые перевели на дистант). Коронавирус на время отступил. А потом снова вернулся. После того, как в сентябре 2020-го в школах провели отменённые весной ВПР.
Как видим, в итоге ЕГЭ с ВПР победили пандемию, а не наоборот.
А теперь год текущий.
На юго-западе страны боевые действия. Школы на дистанте, их обстреливают, погибают учителя, дети. Вопрос с аттестацией уже практически решён: на этих территориях документ об образовании будут выдавать без ЕГЭ и ОГЭ, как в 2020 году. Но снова речь только об аттестации. Вступительные ЕГЭ Рособрнадзор надеется провести для всех и в прежнем формате. Даже в новых регионах страны «школьники смогут сделать выбор - сдавать ЕГЭ или нет» (Музаев ). Надо полагать, ЕГЭ там будут писать под «гарантии безопасности» от Зеленского, Байдена и духа террориста Басаева.
Для адептов единых экзаменов пришли очень неприятные времена. Казалось бы, настала пора дружно открещиваться от ЕГЭ (по примеру депутатов ЕР). Благо аргументов для этого достаточно, и вроде бы государственная телега собирается поворачивать в нужную сторону. Тот же Кравцов недавно спел такую оду советскому образованию, что без слёз читать невозможно (см.
https://edu.gov.ru/press/6593/intervyu?utm_medium=email ).
Но в главном пункте - ЕГЭ - у них изумительная упёртость.
Почему?
А потому, что это их реальное достижение, которое войдёт в учебные пособия по организации системных диверсий. Ведь именно ЕГЭ сломал хребет советской школе, которая ещё держалась в условиях нищенского финансирования, утраты смыслов, ухода многих учителей и сокращения притока свежих кадров (см.
https://vk.com/s/v1/doc/UMS8PPGReWFnvaeEdnsKMYwM00umD.. ).
Кравцов пришёл в «управление образованием» (как надзиратель), когда основное дело было уже сделано. Он унаследовал пиетет к единым экзаменам от своих учителей и наставников и карьеру сделал именно на ЕГЭ.
Но его отношение к единым экзаменам определяется не только личной предысторией. Дело в том, что всё реформирование школы в последнее десятилетие идёт под знаком ЕГЭ и порождённых этими экзаменами ОГЭ и ВПР.
Возьмём последний «обновлённый ФГОС», определяющий «единое предметное содержание школьных дисциплин, единые программы и учебники».
Подаётся это как реакция на запрос общества: многообразие программ вызывало проблемы у детей при смене школы.
Но вот «небольшая деталь».
Прежний ФГОС при всём его убожестве поднимался вверх постепенно, год за годом. Ученик шестого класса не начинал учиться по «новому стандарту», не проучившись по нему предыдущие пять лет.
А что теперь?
Обновлённый стандарт ввели одновременно в первом и пятом классах. Программа по математике для пятиклассников перегружена, дети, учившиеся в прежней «началке», с ней не справляются. Учебников по новому стандарту нет (ещё не написаны), методики не разработаны. Учителя разводят руками, а дети массово идут к репетиторам.
И если бы только пятый класс. Минпрос рекомендовал перейти на обновлённый ФГОС сразу в 5 - 8 классах, и на местах этим рекомендациям последовали. То есть ВСЕХ ДЕТЕЙ разом пересадили на новые программы (да ещё без учебников), сотворили то зло, которое раньше было возможно только при смене школы, и для борьбы с которым как бы и вводили этот ФГОС.
Тут один вопрос: как такое вообще возможно, где логика?
А логика простая: Кравцова и Музаева волновал вопрос ВПР. Проверочные работы единые, а программы разные. Были проблемы. Теперь их нет. Новые программы написаны в строгом соответствии с ВПР. И не надо удивляться их многочисленным недостаткам: «пиджак скроили под пуговицу».
Программы эти форсированно внедряют сразу во всех классах, чтобы вопросов к «проверочным работам» больше не было. Тут нельзя ждать много лет. ВПР давно под ударом и вполне могут рухнуть.
А дети, школа, образование - дело десятое.
Ещё один выверт «нового стандарта» - профилизация с седьмого класса. Продолжается перестройка школы под ЕГЭ с задачей вытеснить репетитора с рынка образовательных услуг. И родители в массе «за» в надежде, что в профильном классе ребёнка подготовят к ЕГЭ, и не надо будет нанимать репетиторов. Главное, с профилем правильно определиться. Глядя на своё тринадцатилетнее чадо, понять, каким оно станет через пять лет, к чему будет стремиться и какие проявит способности. Не говоря о том, что не худо ещё и представлять общую картину мира через пять лет. Решение за гранью разума, но тут ЕГЭ, от которого не спрячешься...
Отмена единых экзаменов ломает концепцию всех «образовательных реформ», всех начинаний в этой сфере, включая самые последние. Для Кравцова и Ко это смерти подобно. Поэтому ЕГЭ - это красная линия, за которой для них перспектив нет.
И как тут быть?
Есть проверенный маршрут. По проторенной дорожке, по кругу: «докричаться до Путина».
Только гарант уже ответил (на съезде РСПП 16 марта):
«У ЕГЭ есть много минусов, но с другой стороны, он открывает много возможностей для детей с периферии».
Президент продолжает вбивать в массовое сознание расхожий тезис:
провинциалы успешно конкурируют с выпускниками столиц на ЕГЭ, а вот на обычных вступительных экзаменах у них мало шансов.
Откуда эта «логика» свалилась, вам объяснит мама из провинции, которая пишет в соцсетях, что её дети поступают в вуз только благодаря ЕГЭ. А если вступительные экзамены - то тогда никак: зарплаты в регионах низкие, и на взятки экзаменаторам денег не хватит.
Словом, страшные гадюшники эти вузы. Но по ЕГЭ туда поступить можно, и это даже где-то счастье.
А дальше мы спрашиваем маму: а где вы находите деньги на взятки за все экзамены и зачеты, которых в вузе под сто штук?
И тут оказывается, что это бесплатно. И даже без всяких знаний временами ставят тройку.
Странный получается гадюшник: мзду там берут (точнее, будут брать) только на вступительных экзаменах (которых нет).
Мы не к тому, что в вузах совсем нет коррупции. Она есть. Но главная задача вуза - подготовка кадров. Борьба с коррупцией проходит по другому ведомству, и если оно в системе высшей школы совсем не ловит мышей, то для этого есть причины. Искоренить вузовскую коррупцию очень просто. Это не мздоимство в системе бизнес - власть, где дела носят штучный характер, и размер откатов исчисляется миллионами. Вузовские взяточники числят себя интеллигенцией, «мордой на грунт» при задержании с поличным для них совсем не комильфо. Два уголовных дела на вуз вполне достаточно, чтобы о взятках там забыли на многие годы.
Но кто слышал хоть об одном громком университетском коррупционном деле за последнее время (речь об экзаменах)?
Нет их, и очень может быть, что как раз для того, чтобы провинциальная мама и лидер нации могли в полной уверенности утверждать, что именно ЕГЭ открыл детям с периферии дорогу в вузы.
А на самом деле всё ровно наоборот. Натасканная репетиторами столичная бестолочь в обезличенных баллах ЕГЭ обходит способных сельских ребят, у которых нет не только репетиторов, но зачастую даже учителя в школе. Вступительные экзамены в режиме диалога быстро позволяют выяснить, кто есть кто. И выиграют от этого в первую очередь толковые дети из провинции, которые обделены возможностями натаскивания на бессмысленные ЕГЭ.
Отмена ЕГЭ - сложная комплексная задача, требующая серии последовательных шагов, о которых уже не раз подробно сказано (см.
https://vk.com/wall-62604527_46748 ).
Но сегодня, несмотря на очередной всплеск общественного энтузиазма, об этом речи нет.
Точка поставлена устами гаранта.
Будет ЕГЭ.
Поэтому образования - не будет.