Я видел людей, которые не справляются со своей старостью; людей, которые психологически сломлены старостью и которые были не подготовлены к старости. Вот всеми забытый неухоженный старик в однокомнатной грязной квартирке... Он передвигается «по стенке», но больше просто сидит и ждёт смерти. Живой человек просто ждёт смерти! Или вечно плачущая растерянная старуха, одинокая, глупая, никому не нужная, не знающая, что ей делать со своей старостью... Только два примера из тысяч, а посему написал статью, как пожелание тем, кто только накануне старости.
Простая аксиома: люди старятся всегда, каждый день, каждый час, в любом возрасте - младенцу два часа от роду, а он уже постарел на два часа. Никто не молодеет, нет обратного пути.
Старение - естественный процесс, но отношение к нему разное в разном возрасте. В юности старость кажется такой далёкой, что о ней просто не думают, хотя процесс старения идёт и в юности. В годы молодости о старости если и думают, то очень редко и очень отвлечённо, как о том, что тебя не касается. В средние года возникающие мысли о предстоящей старости просто отгоняются: уже есть понимание, что старость чревата немощью, увяданием, это неприятно, а посему об этом лучше не думать, вроде как отдалить от себя неизбежное. Такова психологическая защита.
Конечно, до определённого возраста можно и нужно не думать о старости, но думай, не думай, а увядание идёт постоянно и неизбежно в любые года. И однажды надо смело открыть года - где-то после сорока или к пятидесяти годам признать, что старость неизбежна. Твой, когда-то молодой и сильный организм, подвержен деградации: он изнашивается и в нём всё чаще ломается то одно, то другое, то третье. Надо это признать, чтобы начать заранее основательно готовиться к старости.
К старости надо готовиться! И психологически (духовно), и - материально!
Исходить из того очевидного, что старость - это немощь, увядшее тело, частые болезни... К этому надо быть готовым психологически, не стенать от естественного процесса жизни, а воспринимать это спокойно, стоически, с достоинством. Лучше всего, конечно, отнестись к старости, как к третьему блюду на обеде, самому сладкому, что подаётся напоследок. Если не получается старость воспринять, как вкуснейший кусочек в конце, то хотя бы понимать, что старение неизбежно, что так происходит со всеми (все знаменитости стареют, и сам бог стареет!), а посему не унывать и не жаловаться. В любом положении сохранить присутствие духа, чувство юмора и самоиронии над старостью, как это бывает у мудрых стариков. Словом, надо себя, повторим, психологически подготавливать, чтоб вся тяжесть старости не застала тебя врасплох, не сломила морально.
На наш взгляд, старость нужно воспринимать, как такое же полноценное время жизни, как юность, молодость и другие периоды. «Недостатки» старости можно с успехом компенсировать новыми радостями и бонусами, каких нет в молодости. Например, старость освобождает от многих забот, тревог и мучений молодости, старость даёт право на ошибки и легкомыслие; в старости можно жить на полную катушку. А чего бояться? Можно позволить себе жить беспечно, жить одним днём, когда важен только сегодняшний день.
Однако многие любят драматизировать жизнь. Таким «драматургам» можно подсказать, что сама трагичность старения, если она вами воспринимается, как трагичность, наполняет жизнь ощущениями многогранности, глубины и даже величия человека. Мы начинаем особенно тонко ценить то, что есть, и потому тонко, что оно нас покидает.
Общее положение «готовиться к старости», если ему следовать, может наполняться конкретным содержанием. Предполагая, что в старости будут определённые проблемы, надо «подстелить соломки», т. е. попытаться нейтрализовать или хотя бы смягчить эти проблемы. Например, предполагая, что в старости ослабевает память, следовало бы заранее её тренировать: учить стихи, решать задачи и кроссворды, много читать и вообще вести интенсивную умственную деятельность. Мозг человеческий от интенсивной работы не изнашивается, не стареет, а только омолаживается, и счастлив тот до самого конца сохранил ясный ум и трезвое мышление. В старости к тому же умственная деятельность становится основной, т. к. из-за телесной немощи физически много не наработаешь.
Другая проблема старости: чем человеку себя занимать, если он на пенсии и уже не работает на предприятии или в учреждении? Ничегонеделание - худший вариант. Лучше задолго до пенсии заиметь какое-то ремесло, какое-то дело по душе, которое приносит удовлетворение, скрашивает жизнь, придаёт человеку значимость и ценность для других. Некоторые знакомые мне старики жили долго и счастливо только потому, что создавали хорошие и нужные вещи для других. Владилен Павлович, конструктор, в старости переключился на шитьё обуви и создаёт добротное и красивое «одеяние для ног», как он выражается; Анна Петровна, учительница, на пенсии занялась рукоделием: кроит, вяжет, шьет, и получаются милые коврики, прихватки, бабушкины одеяла, лоскутные покрывала; Григорий Васильевич, которому уже за 80, с удовольствием кулинарничает, печёт пироги, всех угощает, радует и сам радуется... Словом, надо занять себя в старчестве серьёзным и важным делом по душе, которое освоить заранее.
Следующая проблема - одиночество старости. Хорошо, если старики окружены вниманием детей и внуков. А если нет? А если одиночество? Бывает в крепком возрасте у человека много друзей и родственников, а к старости - кто-то уехал, кто-то уже умер, кто-то тебя забыл, кого-то ты забыл... Предполагая, что в старости он может остаться один, а старческое одиночество очень тяжело, человек опять-таки загодя должен позаботиться о своём круге общения в преклонном возрасте. Важно, чтоб были дети, важно, чтоб они были недалеко территориально, важно, чтоб внуки прибегали на бабушкины пирожки. А для этого надо в молодости рожать минимум трёх-четырёх и соответственно воспитывать. А то родят одного, сделают из него эгоиста, а тот тайком ждёт смерти родителя, чтоб воспользоваться наследством.
И друзей сохранять! Не отталкивать, не ссориться, прощать недостатки и не судить. В старости особенно нужно общение, разговоры и сплетни заодно. Но с кем поговорить по душам, если всех растерял?
Очередная проблема - материальное обеспечение. Можно, конечно, рассчитывать на пенсию, но насколько полноценно можно прожить на скудные пенсионные деньги? Кажется, в старости немного-то и надо... Хотя, почему это «немного надо»? Что за второсортность? А если и в пожилом возрасте хочется красиво одеться, куда-то поехать путешествовать, чем-то развлечься?.. Зачем же по-старчески сникать, смиряться и думать, что «а, и так сойдёт» и что «немного надо»? Оно, конечно, молодящиеся старухи противны, но не менее противны опустившиеся старики, которым уже не стыдно, мол, старость спишет всё. Каждый возраст требует своего достоинства. Но достойная старость нуждается в достойном материальном обеспечении, и человеку самому следует, опять-таки задолго до пенсии, подумать об источниках дохода на старость лет, коме пенсии. То ли это будут накопления, то ли давно купленные акции, то ли недвижимость. Не стоило бы сильно уповать на помощь детей. Разумеется, совестливые дети помогать старым родителям будут, но у детей своих проблем выше крыши и, кстати, не всегда есть возможность помогать.
Ещё одна проблема: необходимость стариков в общей жизни. Некоторые старики чувствуют себя «обузой» для молодых; другие из стареющих относятся к старости, как к чулану - сейчас мы, мол, пока в силе, бегаем и суетимся, а потом нас поместят в чулан, где хранятся ненужные вещи, которые «жаль выкинуть», и где мы будем «доживать свой век». Фактически здесь отношение к старости, как к свалке, и такие люди сами себя готовят к отправке на свалку.
Не надо «доживать»! Старость, повторяем, такое же полноценное время жизни, как юность, молодость и зрелость.
Чтоб не чувствовать в старости себя на свалке ненужной ветошью, важно понять и ощутить ценность старости, более того, ощутить превосходство мудрой старости над глупенькой молодостью. Старые люди выполняют в обществе важнейшую функцию: старики - хранители высших ценностей; у старых мудрость, опыт и более полное и беспристрастное понимание жизни. Вот почему они важны и нужны для общей жизни. Но, бывает, что старики и мудры, и опытны, но их мудрость не востребована - молодые игнорируют их и делают одну ошибку за другой, а потом кричат от боли. Тут нужно, образно говоря, «прочистить каналы», т. е. иметь взаимосвязь между молодыми и старыми. Это уже вопрос к общему устройству жизни в данном сообществе.
Бывает и другое: человек много пожил, а у него ни опыта толком нет, ни тем более мудрости. Тут совет простой - накапливать! Заранее копить в своей памяти и примеры из жизни, и сказки, и притчи, и поучительные истории, чтоб знать, как в жизни бывает и как должно быть. Потом свои знания просто и образно передавать детям через советы, внукам через сказки и так далее. Чтоб тебя ценили в старости, надо сделать себя ценностью для других, стать ценностью. А как иначе?
Оговоримся, хоть и не хочется, что старость не делает человека автоматически умнее и мудрее. Глупый человек и в старости глупец. Скряга и в старости скряга. И это как-то очень досадно.
Ещё один аспект рассматриваемой темы: чувства и тело. Как правило, тело по процессу старения опережает эмоциональную сферу. У стареющего человека чувства могут быть ещё молодыми, сильными до страсти, а тело, увы, уже поношено, ненадёжно. И если человек не может или не хочет привести свою психику, своё мировосприятие в соответствие с увядающим телом, то у него в текущей жизни возникают большие проблемы. Например, стареющий мужчина вдруг начинает ухлёстывать за молоденькой профурситкой. Таких примеров масса. Богатенькие могут просто купить себе молодое тело. Тело-то вы купите, дуралеи, даже полюбите его, да взаимных чувств за деньги не получите. А ведь хочется не тела - любви! До самого гроба любви хочется!
Многие люди боятся стареть не только из подспудного страха перед смертью, как окончательным исчезновением - они боятся старческой немощи, угасания энергии, утраты тех прелестей, тех эмоций, коими наделена молодость. С молодостью связана сексуальность, и страх перед старостью - это ещё и страх потерять сексуальную привлекательность (у женщин) и сексуальную потенцию (у мужчин). Поскольку сексуальность выступает, как полноценность, то потеря сексуальности вроде как потеря полноценности. Так по крайней мере считают многие стареющие мужчины и женщины. Ответим: потеря сексуальности в старшем возрасте не есть потеря полноценности, просто здесь полноценность измеряется другими критериями и качествами.
Но несмотря на многочисленные утешающие и справедливые слова, утрата с возрастом сексуальности мучительно волнует многих людей, хотя они о том и не говорят. А для некоторых это просто крах и вот почему. Среди масс принято считать, что сексуальное удовольствие - пик всех удовольствий. Пол - их потолок, как выражаются остроумцы. Пусть. Так считать не вредно, если половое влечение направлено на размножение. Но если секс используется только ради секса, безо всякого зачатия, и секс становится доминирующим смыслом и целью жизни, то потеря сексуальности с возрастом - это крах! Ведь ничего другого, более ценного, что выше секса, у человека нет. Это так; у многих секс - это некий пик, а оргазм - предельное удовольствие (они так воспринимают мир), и боязнь старости - это ещё и боязнь потерять эту «вершину». Если мужчина за душой ничего не имеет и считает свою потенцию своим главным достоянием, то потеря к старости сексуальной потенции для него целая трагедия, что-то типа: я уже не могу, я не нужен, мне незачем жить... Спасает то, что «трагедия» растянута во времени, чтоб свыкнуться и смириться, да и надежда на «могу» всё же не угасает.
Но секс - это тело, это мышцы, это физиология, и с потерей гибкости и энергии тела - возраст! - неизбежна потеря сексуальности. И зная о том, что к старости утрачивается ваша сексуальная привлекательность, необходимо загодя накапливать за душой то, что с лихвой компенсирует потерю сексуальных удовольствий.
Давайте честно, без всеобщего обмана: секс груб и нечистоплотен, и удовольствия в нем достаточно примитивны. Но есть удовольствия, которые мало связаны с физиологией и не зависят от старения - удовольствия более тонкие, более изысканные, чем пошлый оргазм, что доступен и животным. Это грандиозные, всепоглощающие удовольствия, как музыка, как полёт, как свободный космос, как купание в белопенных облаках на бесконечном просторе... Удовольствие полнокровно жить, удовольствие радоваться всем существом, до перехвата дыхания, удовольствие любить, умиляться, с наслаждением впиваться в бытие, впитывать каждый миг, каждый оттенок. И - созидать, чувствовать себя творцом, вдохновлённым всей красотой мира в каждом её проявлении. К наступлению старости всё это надо уже уметь и иметь, как мощную замену примитивного секса.
И свобода от сексуального влечения тоже кое-что значит!
Старость вовсе не мешает удовольствиям духа. Например, творец не боится старости, ибо старость не помеха тем мощным удовольствиям, которые возникают в процессе творчества. Его удовольствия не зависят от физиологии.
Тут заметим вот что: разница между физиологическим удовольствием секса и грандиозными удовольствиями духа в том, что первые даны человеку от природы, как дана вся физиология, а удовольствия радостного творческого отношения к жизни надо взращивать в себе, культивировать и приумножать. А это труд над собой, сознательная деятельность по обретению своего величия и своей ценности.
Но многие ли хотят трудиться над собой? Многие ли работают по развитию в себе способностей творить, умиляться, радоваться? Тогда что вы хотите? Если по лени и глупости не развивать себя, то к старости можно остаться с тоской от собственной ненужности, сожалениями о молодости и болезненным ощущением, что всё хорошее позади, что не успел, получил мало от жизни, а впереди только немощь и болезни.
Вывод напрашивается сам собой: к старости надо готовиться заранее, и материально, и морально. Всё то хорошее, что делал человек в энергичном возрасте, залог доброй старости.
… Смотрю на заброшенного старика, который ходит, держась за стенку, и мне его бесконечно жаль. Но я не могу отделаться от мысли, что он сам во многом виноват, что к старости оказался нищим, грязным, ненужным. Жизнь свою прогулял, растранжирил, ни достатка не накопил, ни детей не воспитал, ни друзей не сохранил. Глупая бездарная жизнь оборачивается глупой и бездарной старостью.