Мир куклы Валерия Бондаренко

Nov 20, 2012 00:48


«В моих работах каждый должен видеть то, что он хочет»



Полтавщина издавна славилась своими мастерами, а еще больше - творческими людьми, которые часто недооценивают свои таланты.

Таким оказался Валерий Бондаренко - кукольник, коллекционер и просто скромный хороший человек.

История одного мастера



Уже более пяти лет Валерий собирает куклы и создаёт их самостоятельно. Ветеринар по профессии, он в ветклинику так и не попал - занимался наукой после университета. Работал в лаборатории микотоксикологии, где изучал ядовитые свойства грибов. Но мужчине нужно было кормить семью, поэтому пришлось «зарабатывать деньги». Жизнь казалась совсем не романтичной.

Коллекционирование кукол и собственно создание пришло вместе и - неожиданно!

- Я был в Праге и очень увлекся марионетками. После возвращения в Украину пытался их найти здесь, но старинных не попадалось. В литературе как-то нашёл, что люди куклы делают сами. Попробовал, как видите, остановиться до сих пор не могу. Первые свои куклы я разбил - это был этап разочарования. Остался только «Уставший мотылёк» из дебютных, - рассказывает мастер.


Валерий собирает свои экспонаты там где может - заказывает через Интернет, покупает на блошиных рынках за рубежом. У нас же найти такие вещи можно или на чердаке в бабушкином сундуке, или в дорогих антикварных салонах, по которым коллекционер не очень то и ходит. Больше увлекается куклами из Японии, их изяществом и грациозностью:


- Такое впечатление, что японцы - с Марса. Их культура очень отличается от мировой. Антикварные вещи совершенные в своей простоте, новые тоже часто не подвластны пониманию, по сравнению с европейскими. В моих работах тоже чувствуется влияние восточной культуры. Например, «Укротительница японского бога», «Император».




Но сам художник в Японии не был ни разу.

- Когда был на выставке в Москве, организаторы пригласили принять участие в их проекте в Токио. Но я понимаю, что это нереально. Бюджет поездки для нас с женой составляет около 10 тысяч долларов. А это сумма совсем не маленькая.

В общем, коллекция Валерия никак не похожа на классическую. Кукольник не знает количества собранных кукол, не собирает их ни по рейтингу, ни по каким-либо другим признакам - только то, что нравится. Коллекционер не выставляет свои куклы по величине или по виду. Никакой систематизации он не делает:


- Я ставлю туда, где есть место. Постоянно приходится довешивать новые и новые полки.


Когда есть необходимость отреставрировать куклу, мастер может подправить недостатки. Но делает это не таким же цветом, а похожим на него, чтобы было видно, где оригинал.


- Это называется музейная реставрация. Фигурка приобретает целостность, но видно, что частица была сколоты, - отмечает Валерий Бондаренко.

Коллекционирование всегда шло вместе с собственным созданием куклы. Когда вокруг красота, невозможно удержаться от ее создания своими руками.

" src="http://sphotos-h.ak.fbcdn.net/hphotos-ak-ash4/396596_454632207937208_1754596879_n.jpg" title="" />
«Кто-то говорит, что мои куклы злые. Кто что хочет видеть, тот то и видит. »


Как говорит автор, встречается и с непониманием его творчества. Но авторскую куклу вообще трудно критиковать как собственно игрушку. Ведь это, в первую очередь, произведение искусства, на которое затрачено много усилий и времени. Такие куклы создаются для созерцания и переосмысления воплощенного образа.


Взаимоотношения в мастера со своими работами - особенные. Он их и куклами толком не называет:


- Кукла - это вот хорошенькая девушка, которую можно посадить, поиграть, переодеть. У меня больше скульптурно-кукольная композиция. Я даю ей название, вкладываю некую философию. А давать кукле имя и лелеять отцовские чувства - не вижу смысла. Взаимные чувства и близость складываются из того, что я делюсь с куклой частью своей души.


У Валерия Бондаренко нет ни одной одинаковой или очень похожей куклы - все уникальны. Работы наполнены мифологическим и философским содержанием, но это не значит, что они полностью лишены реализма. В некоторых кукольных героях можно прочитать настоящих. Хотя сам автор несколько возражает:

- Реализм - не совсем мое. Есть такое направление - портретная кукла. Я не люблю такой стиль и абсолютно его не понимаю. Это похоже на музей восковых фигур. Для меня важна глубина идеи и образность.


Кукольника больше привлекает гротеск:


- Даже если лицо куклы похоже на человеческое, я стараюсь глубиной подбородка, посадкой глаз, размером носа или лысиной гипертрофировать образ. Например, работа «Вечный лжец» сделана так, что его лицо отталкивает с первого взгляда. Несмотря на его ангельские крылья и манерность, руки запутанны паутиной лжи.

Парадоксально, но Валерию не нравятся его работы.

- Когда я работаю над куклой, она мне снится, в голове - крутится идея, подбираются элементы, происходит определенное переосмысление, отсечение лишнего. Все это продолжается 3-4 месяца. Когда закончил - поставил, посмотрел - не нравится! Пока не было такого, чтобы мне хоть одна моя работа нравилась. Это потому, что я вижу те нюансы, которые не видят другие - недоделанные детали, или технические неточности.

Со смысловым наполнением совсем другая ситуация:

- Мысль всегда опережает действие. Часто случается, что закончив определенный этап в работе, появляются новые идеи и ассоциации. Поэтому еще в процессе создания куклы ее образное наполнение может меняться несколько раз. Я никогда не знаю, как будет выглядеть моя кукла - заранее можно продумать только технику и материалы.

Часто идеей создания куклы служит желание поработать с определенными материалами или особенным способом:

- «Маленький принц» - модель, которую я возил в Москву, выполнена в другой технике. Там я использовал японскую бумагу для лица - рвал его на маленькие кусочки и выклеивал по форме. Затем затирал и красил акварельными красками. Примечательно, что в этой работе глаза «Принца» сделаны наоборот - вывернуты внутрь. Так я пытался передать внутреннюю глубину.


Когда Валерий подбирает материал для работ - он всегда экспериментирует:

- Ты никогда не получишь интересного эффекта, если не будешь постоянно пробовать что-то новое. Каркас делаю обычно из проволоки, а объем добавляется уже чем-либо - газетами, поролоном. В бескаркасных фигурах использую папье-маше. Лицо кукол делаю из обычной и полимерной глины. Часто работаю с грунтоваными тканями.

Для того, чтобы одеть куклу Валерий с женой устраивают настоящую охоту на сэконд-хенде:

- У меня большое количество материалов, собранных на «сэконде» и блошиных рынках. Это потому, что трудно заранее продумать, какая именно ткань потребуется. Поэтому, как дошло дело до одежды - я вытаскиваю свои запасы и ищу. И хорошо, когда есть из чего выбрать - важна каждая мелочь, каждая пуговица или бусинка. В Барселоне нам очень повезло найти целую коробку антикварного кружева за сравнительно небольшую цену. У нас такого нет - все уничтожили еще в советские времена.

Кукольным бизнесом Валерий не занимается. Он не продал ни одной своей работы:

- Я даже не пытался продавать. В Украине рынок таких вещей вообще не сформирован.

О выставке, победе и мечте

Недавно Валерий побывал на III Московской международной выставке "Искусство Куклы" со своей работой «Маленький принц» и получил там победу в номинации «Художественное решение образа».


Переполненный эмоциями, полтавский кукольник рассказал детали поездки:

- Я три дня побывал в раю. На 9 тысячах кв. метров выставочной площади собрались мастера со всего мира. Что мастера .... кукольные гуру! Можно было часами бродить по выставке и впитывать ту энергию, которую пытались передать кукольники. Там я пообщался с такими людьми, с которыми даже не думал, что могу поздороваться! Это профессионалы очень высокого уровня: Дима ПЖ Журилкин - кукольник с 15-летним стажем, Ирина Мызина - известная московская галеристка, Наталья Победина - художница и многие другие.

Автор никак не рассчитывал на награду и был просто в шоке:


- Это была полная неожиданность! Осознание выигрыша не было даже там ... Думал, это - иллюзия.

Помимо награды, с выставки супруги привезли кучу литературы, новых материалов и впечатлений.

Кроме кукол, Валерий еще занимается хенд-мейдом, рисует картины, дает вторую жизнь старым вещам. Это помогает не зацикливаться на основном хобби.




- Все, что я собираю, не стоит слишком дорого. Это те вещи, которые несут определенную энергетику. Они подобраны с любовью, а не потому, что ценные. Многие из них - подарки друзей, что еще придает им какой-то нематериальный вес.


Говорят, что коллекционеры - одинокие люди. Валерий возражает:

- Я далеко не одинок. У меня есть огромная поддержка семьи. Часто, наоборот, убегаешь от людей, чтобы побыть одному. Как раз благодаря родным, я не бросил заниматься любимым делом. Гармония в семье дает возможность творчески наполняться. Был бы бардак в отношениях - у меня бы не было желания вообще что-то делать.


Сейчас квартира Валерия и его супруги Владиславы похожа на большую шкатулку с сокровищами.


























Огромное количество кукол, антиквариата и просто красивых вещей шокирует. Когда приходишь к ним в гости, кажется, что попал в музей. Есть у супругов мечта - построить свой собственный большой дом, где было бы достаточно места и для жизни, и для кукол.
Небольшое послесловие.
Эту статью написала Дарья Розумняк, фотографии также сделаны нею. Оригинал статьи на украинском языке вы можете прочитать по ссылке на портале КОЛОРАМА. Всі розваги Полтави Мы лишь только перевели заметку на русский язык и расставили фото по своему усмотрению. Спасибо, Даша, за твою внимательность и профессионализм!
Previous post Next post
Up