И король, оставшийся один в Золотом доме, увидел, как все золото в его карманах, и во всех шкафах, и в мешках, и в корзинах полыхало все ярче и ярче, пока не вспыхнул огонь.
Первый Рушди на моем веку, которого от начало до конца было интересно читать (слушать, потому что я слушала, но об этом чуть позже). Не самая большая поклонница британского индийца, для меня это третий его роман.
"Земля под ее ногами" оттолкнула от писателя,
"Дети полуночи" примирили с ним, хотя показались чересчур политизированными, "Золотой дом" очаровал. Неважно, что высоколобые американские литобозреватели в лучшем случае говорят о книге: "хотя и мелка, но широка настолько, что обладает собственной географией", а в худшем обвиняют в попытке протащить в роман апологию поисковых систем интернета. Неважно, что русские законодатели литературного мнения пока никак не отреагировали - читаем мы не для того, чтобы приводить себя к общему знаменателю чужих авторитетных мнений, а затем, чтобы получать удовольствие. Эта книга умеет его доставить.
Богатый нью-йоркский район. В дом, долго стоявший незаселенным, въезжает человек с тремя взрослыми сыновьями, мгновенно став объектом повышенного интереса обитателей квартала. Голдены, а вновь прибывшие зовут себя именно так, постепенно сближаются кое с кем из соседей, герой-рассказчик Рене в числе допущенных в ближний круг. Хотя они не рвутся рассказывать ни о своем прошлом, ни о стране. откуда прибыли. Классически правильный британский английский позволяет предположить что угодно. от Лондона до самых отдаленных колоний - были бы деньги, произношение тебе где угодно поставят. А деньги у обитателей Золотого дома (так соседи окрестили владение) явно имеются, и в большом количестве.
Нерон (Nero в оригинале и, хотя естественнее всего ассоциировать его с Трампом, многие черты сходства с которым, герой продемонстрирует, но и о Неро, проповедовавшем ненасильственные способы решения конфликтов, не стоит забывать, неспроста имена так созвучны) - отец. Петроний (дальше просто Петя) и Апу (Аполлон с той же степенью вероятности, что и автор
"Золотого осла" Апулей) - сыновья от законной супруги, Дионис (Д.) - плод внебрачной связи, воспитанный в семье отца. В полном соответствии с псевдонимами, Нерон авторитарный деспот семьи, Петя невероятный умница и эрудит, не без странностей, синдром Аспергера, если вам это о чем-нибудь скажет. Апу весельчак и пройдоха, совершенная богема, как привычками, так и склонностью к изящным искусствам. Д., с ним сложнее, потрясающий красавчик, во внешности и манерах имеющий что-то неуловимо женственное.
Если вы любите интересные истории, эта книга расскажет вам одну, и даже не одну. она как река, что перед впадением в море разделяется на несколько потоков, каждый из которых течет автономно, но все связаны, все суть одно. Найдется здесь место и русской красавице Василисе Премудрой с Бабой-Ягой внутри - бывшей гимнастке, сумевшей околдовать своего царя (умгум, красота, кто понимает). И бельгийским профессорам, верившим в изначальную справедливость мироустройства, в моральный закон внутри, обусловленный генетически. И сиротству, ничуть не менее горькому для взрослого человека. И отчаянию, и потерям, и обретениям. и, конечно, политике. куда у Рушди без нее. И множественным аллюзиям к миру кино, Рене режиссер и мыслит его категориями.
"Золотому дому" в русском литературном пространстве очень повезло с переводом, рискну предположить, что лаконичное И.Багров отсылает к Игорю Александровичу Багрову, тем более. что опыт переводов Рушди у него есть. И потрясающе повезло с аудиоверсией. Теперь самое время сказать о ней. Я давняя поклонница Игоря Князева, это его голос примирил с аудиокнигами. как жанром и заставил искать прежде все, прочитанные им, независимо от автора или содержания. И Большое читательское счастье, видеть, как от книги к книге развивается и крепнет талант любимого исполнителя. Его голос, сам по себе - это пение сирен. девочки.
Но дело даже не в том. Слушать "Золотой дом" в исполнении Князева соотносится с "читать", как смотреть фильм в кинотеатре с "дома по телевизору". Кино то же. впечатления на порядок различаются. Роскошные музыкальные заставки, предваряющие каждую главу (и кажется, это выражение еще одной грани таланта Игоря). Очень комфортные для слуха сноски, которые введены в текст непосредственно вслед за объясняемым понятием и немного отличаются темпом, ритмом, манерой чтения). Разноголосица персонажей, которую явственно слышишь. И отдельным бонусом (для меня, но думаю, не для меня одной) был голос Горбачева. Кому довелось слышать последнего генсека, не останется равнодушным.
Отличный роман, прекрасное исполнение.