Что за прелесть этот Корсаков!
Редчайший, среди меня, случай, когда от восторга ретро-фентези-детективом пищу и трепещу. Впрочем, не исключено, это "от противного". Все познается в сравнении, нынче я человек, измученный Дашкевичем, Три дня прослушивания трилогии про Колдуна Российской Империи с его Котиком, которую не спасает даже клюквинское исполнение, заставили содрогнуться от перспективы снова фэнтези, снова магия, снова про "те времена". Но нам ли бояться книжных вызовов? Тем более, читает аудиоверсию книги тезка автора Игорь Князев, чье исполнение всегда театр одного актера.
Для тех, кто незнаком с первым сборником Игоря Евдокимова "Тайный архив Корсакова", немного поясню. Действие разворачивается в 80-е позапрошлого века. Младший отпрыск семьи, чья фамилия намекает на родство со степными лисами, Владимир с детства готовился к особой миссии своего рода. Борцы с нечистью с тех пор, как один из предков спас на охоте государя Алексея Михайловича от явно потустороннего зверя, Корсаковы не то, чтобы официально утверждены в этом статусе, но с тех пор на переднем крае борьбы с прорывающимися в нашу реальность агентами хаоса.
Три новеллы нового сборника - это снова три автономные истории, связанные лишь личностью Владимира (вторая и третья) и его предка (первая), а также некоторыми второстепенными персонажами. Новеллы небольшие по объему, с четким, не "размазанным" сюжетом, вниманием к деталям и бережной стилизацией. "Дело о бурных водах", первая история соединяет пушкинских "Каменного гостя" и "Медного всадника" со сказками о Кощее Бессмертном и городскими легендами. Накануне наводнения 1824 года, того, что свело с ума бедного пушкинского Евгения и погубило его возлюбленную, к Корсакову обращается молодая вдова. Престарелый супруг, скверный человечишко, уморивший до нее нескольких жен, не так давно скончался. И вот, она получает писаное мужней рукой письмо, извещающее, что завтра тот явится с визитом. А Нева, меж тем, ярится и жди беды.
"Дело о полуночном танце", тут уже действует граф Владимир, простуженный и недомогающий (о, как я, с привезенным с Нонфика московским гриппом, понимаю его)). Тем не менее проблему наследника "нехорошего" дома решать нужно. Превозмогая хворобу, герой разбирается в хитросплетениях из "его превосходительство любил домашних птиц, и брал под покровительство хорошеньких девиц" и грибоедовского: "или вон тот еще, который для затей, на крепостной балет собрал на многих фурах от матерей, отцов, отторженных детей". В Послесловии автор говорит, что писал эту вещь, гриппуя и поначалу хотел придать ей юмористическое звучание - простуженный сыщик, все такое. Но тема узаконенного рабства крепостничества так страшна и трагична, что смеяться в этом случай, право, было бы грешно. Получилось горько, грустно и красиво.
"Дело о шепчущей комнате". А вот здесь немного пушкинского "Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна...", немного классической готики с предком-чернокнижником и проклятым наследством, и много лавкрафтианы с ее изломанной геометрией, нечеловеческими пространствами. Все начинается со старого доброго "непогода застала в дороге", барской усадьбы, колоритных гостей, которых та же метель не пускает домой и совершенно убийственного малого, говорящего с "гвардейским" акцентом (утрированное грассирование, "э" вместо "а", растягивание слов - не слышало о таком прежде). Здесь, кроме прочего, отменно раскрыта тема наставничества. И чудная рождественская картинка в воспоминаниях Корсакова.
Дивный сборник, компактный, яркий, умный. Must read в копилку впечатлений для вашего предновогоднего настроения. Не пропустите