"Книготорговец из Кабула" Осне Сейерстад

Oct 23, 2024 11:34





Паранджа

Если по названию вы настроились на уютное осеннее чтение с непременным пледом и какао с зефирками - на романтичное про одинокого владельца книжного магазинчика, который встречает свою половинку в лице постоянной покупательницы; или филгуд о месте, где разные люди обретают радость и покой - если так, я вас разочарую. Да, норвежка Осне Сейерстад прожила под кровом владельца трех книжных лавок Шаха Мухаммеда Раиса, который в книге назван Султаном Ханом, несколько месяцев, однако никакие они не половинки Это было деловым соглашением: журналистка смотрит изнутри на жизнь афганской семьи из среднего класса, какой она была в начале нулевых, семья хозяина тоже не в накладе, норвежская крона на валютном рынке ценится всяко выше афгани.

"Книготорговец из Кабула" инсайдерская история о том "как они там живут", которая имела бы все шансы на успех, даже и не появись она одной из первых вслед за терактом 11 сентября. Это одновременно дотошное журналистское расследование и эмоционально цепляющий рассказ о судьбах людей, не лучше и не хуже нас с вами, которым не повезло жить в разрушенной войнами стране. Но все знают, что нужное время добавляют шансов (как ни цинично это прозвучит), книгу приняли хорошо, а после был еще скандал с семейством Раиса, подавшим на Сейерстад в суд за клевету. К истории, рассказанной в книге добавилась история, связанная с книгой, такие вещи способствуют интересу, согласитесь?

Итак, норвежская журналистка живет в "брежневке" кабульского "Микрорайона", да, так и называется - во время, когда страна склонялась к коммунистическому пути развития, Союз построил его в дар афганским братьям, и тогда жить тут было престижно. После разрушений и мародерства бесконечных войн квартира похожа на бомжатник, воду тут дают на пару часов в день, туалет дырка в полу, но есть электричество и можно готовить. Во время описываемых событий в "четырешке" жили 11 человек: Султан Хан с юной второй женой Соней и маленькой дочкой в одной комнате, еще одна использовалась под склад, остальные размещались в оставшемся пространстве.



Едят на полу, подстилая клеенку на циновки, спят на тех же циновках вповалку и не раздеваясь. Старшая жена Хана с младшей дочерью жила в Пакистане, где у него дела с типографией, печатающей открытки - основной доход торговли ожидаемо не от книг, а от них: обходятся ему в 60 на доллар, продает по тридцать центов штука. С этими же открытками связан книжный криминал, на их краже был пойман столяр, нанятый для оборудования лавок удобными стеллажами. Кража грозит ему несколькими годами тюрьмы и вся семья приходит к Ханам, чтобы на коленях вымаливать прощение, и все это выглядит со стороны книжника форменным зверством, но расследование выяснит, что столяр действительно работал на конкурентов и крал открытки регулярно.

Однако главный интерес книги не в гешефтах главы семьи, а в истории его женщин: как они живут, из чего складываются их будни и праздники, каково это - носить паранджу, на что похоже по ощущениям, когда видишь не мир вокруг, а сегмент прямо перед глазами и еще то, что под ногами, духота внутри черного нейлонового кокона, многократно усиленный собственный запах без возможности регулярно мыться. Быть товаром, собственностью, детородной машиной, служанкой. Сначала для своей семьи, которой удастся тем выгоднее продать, чем ты моложе и красивее, потом для семьи мужа. Каково вырасти при таком порядке вещей и считать его естественным и каково. успеть хлебнуть свободы, учиться и работать, носить платья с коротким рукавом, и оказаться опрокинутой в средневековье.

"Книготорговец из Кабула" - это множество женских историй, поданных не в "кошмар-кошмар!" духе, но в спокойной повествовательной манере. Оттого они трогают больше и дают много материала для размышлений.

скандинавская литература, Ближний восток, нон-фикшн

Previous post Next post
Up