Все чудесатее и чудесатее
- Мы называем их «орити», - сказал Приз. - Это такая порода гигантских грибов. Очень вкусны и сырые, и сваренные в собственном соку. А если тебе повезет, ты услышишь, как орити, перед тем как его съедят, декламирует стихи.
- Какие стихи?
- Орити - хорошие поэты
Невероятная популярность "Координат чудес" у советского читателя приятно удивила Шекли во время его поездки в Советский Союз и даже сподвигла на написание продолжения. Что ж, мы здесь любим умную, забавную и стильную чертовщинку, у нас богатые традиции любви: хоть «Мастера и Маргариту» возьми, хоть «Понедельник начинается в субботу». Каждый втайне не прочь оказаться на месте Героя.
Да и кто бы отказался поучаствовать? Сидишь ты дома после рабочего дня и вдруг прямо из воздуха соткался (да-да)) странный незнакомец, который сообщает, что ты выиграл Приз Галактической Лотереи. Ну как? Только и осталось, что пойти забрать, с доставкой к месту он поможет. Поговорку про бесплатный сыр в мышеловке мы все любим цитировать, но применительно к себе чаще уверены - пронесет.
Не в этот раз. К архетипическому сказочному сюжету: «Пойди туда не знаю куда, принеси то не знаю что» добавляется проблема с невозможностью вернуться в определенное «где, когда, которое». Непонятно? Мне, если честно, тоже не вполне, Шекли большой умница и легко жонглирует понятиями, на осмысление которых человеку несведущему нужно жизнь положить (ну или хотя бы лет пять институтского курса). В таких случаях поступаю, как с волшебной сказкой - просто принимаю на веру.
В этом поражает невероятное яростное дикое буйство фантазии: на дворе 1968 год и постмодернизм уж полвека брюзгливо оттопыривает губу, в очередной раз обгладывая и обсасывая косточки старых сюжетов, перелицовывает их, меняя местами голову и хвост в тщетной попытке создать некую универсальную структуру - Грааль и философский камень в одном флаконе. А получает в большинстве случаев лишь горстку сажи на дне колбы, да не перенесший вивисекции труп сюжета.
А есть еще литература «разбитого поколения» с ее чрезмерным увлечением сексом, наркотиками, рок-н-роллом - ищет то же золотое сечение, но труп сюжета уже не пованивает - извергает стойкие сернистые миазмы. И вдруг, на фоне общего кризиса и стагнации - такой невероятный Клондайк, такое варварское великолепие. Роман дороги, яркий как калейдоскоп, но при том изысканно-интеллектуальный, тонкий, стильный.
В котором бог: Мелихрон, Модсли, Сизрайт - ведет себя, как клерк, строительный подрядчик или скучающий плейбой; земля до начала времен заселена симпатичными и удивительно похожими на нас динозаврами; идеальный город ведет себя, как глупая истеричная жена, а найдя наконец свое сочетание места-времени-обстоятельств, понимаешь, что не хотел бы в них остаться.
Предпочтешь провести жизнь, сколько ее у тебя есть впереди, в странствиях. Но так, чтобы каждый миг был прожит тобой сполна. А в аудиоформате, да еще в исполнении Григория Переля, радость от этого умножается бесконечно.