Мы все такие разные
Известный исторический анекдот: узнав от миссионеров о наполеоновских войнах, маори больше всего были поражены их бессмысленностью: как можно было перебить столько людей и ни одного потом не съесть? Даже если эта история - вымысел, идею она передает хорошо. Нельзя судить другие культуры по нашим стандартам, тем более если им приходится выживать в чрезвычайно непростых обстоятельствах
Вторая из трех книг Альпины, которые я наметила прочесть после
11:26
и на сей раз довольно читабельная. Нонфикшн Константина Михайлова о взаимосвязи бытия и сознания или религии и окружающей среды - читается легко, с неизменным интересом, и нет соблазна назвать набором абсолютно бесполезных сведений, ну хотя бы по причине четкого донесения простой мысли: нельзя судить всех по одному стандарту.
Кстати, почему "Маленький плохой заяц"? Все просто, потому что в африканской культуре и фольклоре заяц такой трикстер, примерно как наша Лиса. Там другие условия, иной уровень адаптации, и даже фертильности. Тамошние зайцы не плодятся как наши и, в отличие от европейских, заботятся о своем потомстве. Братец Кролик, пройдоха и плут - это как раз отголосок африканской заячьей ипостаси. А губа у него раздвоена потому, что ее рассекла оцарапанная им Луна (откуда на Луне пятна). А повздорили они после того, как Заяц отказал людям в возможности воскресать после смерти, о чем просила для них Луна, которая умирает и возрождается. Потому-то мы и умираем насовсем, все из-за маленького плохого зайца.
Открывает книгу глава об Австралии и для меня стало настоящим открытием вневременное мышление австралийских аборигенов: на континенте нет выраженной температурно-климатической разницы между зимой и летом, кочевой образ жизни охотников-собирателей не сформировал календарного цикла, характерного для сельскохозяйственных обществ; на протяжении всей их истории не было необходимости привязываться ко времени. Роль, которую у нас играет время, взяло на себя пространство, с ним у коренных австралийцев совершенно особые отношения. Они всегда четко ориентированы по сторонам света и географические ориентиры для них наполнены совсем иным смыслом.Потому, когда белые поселенцы строили дороги и распахивали поля, они не просто отнимали землю,но разрушали систему мира австралийцев. И мне безумно понравилось про ночи собак - это у них не было слов для обозначения понятия "холодно", но было "ночь четырех (или пяти) собак". Столько собак нужно положить с собой, устраиваясь на ночлег, чтобы они согревали тебя своим теплом. Круто, правда?
Африканские койсаны с их цокающим щелкающим языком- другая ветвь, от которой отделилась в незапамятные времена меньшая часть, положившая начало всему остальному человечеству. Полинезийцы с их особенными климатическими и территориальными условиями - островов много, но в сумме дают крохотную площадь, для сельскохозяйственного использования изначально непригодную. Дефицит белка, обусловивший ритуальный каннибализм и совершенно уникальные отношения с мореплаванием. И почему аборигены съели Кука (нет - но сварили, не буду объяснять, почитайте, это безумно интересно) Трудности, с которыми столкнулись миссионеры в Южной Америке: пшеница не растет, ладно, облатки маисовые, но чем заменить вино в отсутствии винограда? Просится какао, тем более, что в некоторых аутентичных ритуалах зерна какао поливали кровью, но коннотация тогда совсем не христианская. И того же рода сложности при крещении алеутов. Рыба вместо хлеба, а в какой ипостаси представить Святого Духа? Ягнята не живут в этом климате. Может быть детеныши тюленей бельки? Они даже милее агнцев, но вот незадача - где из тех вырастает полезная овца, бельки становятся хищниками.
Как австралийские птицы научили аборигенов выжигать леса и спровоцировали наступление пустынь на континенте. Как крысы устроили экологическую катастрофу на острове Пасхи. Какая связь между диклофенаком и зороастрийскими погребальными обрядами, и как индийские священные коровы влияют на таяние антарктических ледников. Зачем израильтяне сажали эвкалипты и что получили в итоге.
И большой, подробный интересный рассказ о североамериканских индейцах в контексте шаманизма (хотя это неверное сопоставление), ружей-микробов-стали, а также бизонов, железных дорог, права собственности на землю. Примерно десять лет назад, когда я узнала о патлаче (загуглите), мне не давал покоя вопрос, зачем они это делали? Книга объясняет и это, и разницу между мироощущением охотника и земледельца. Для первого способность и готовность отдать многое сегодня, когда охота была удачной - залог выживания во время, когда боги охоты благословят не его, а соседа (не говоря о том, что центнер мяса попросту испортится, если оставить все себе). А земледелец весь год тяжко трудится ради урожая, от которого зависит выживание его близких, и поделиться для него - это реальная жертва.
Михайлов говорит, что ничего из того, о чем рассказывает в книге, не открыл самостоятельно, просто собрал разные сведения по теме взаимного влияния экологии и религии. Но уровень подачи великолепный, просветительская ценность несомненна, и это просто классно.