"Суть вещи" Алена Алексина

Dec 23, 2023 14:03





Зайцы и медведи

И я познаю мудрость и печаль,
Свой тайный смысл доверят мне предметы.

Роман Алены Алексиной вышел под занавес уходящего года, но успел заявить о себе как одна из главных его книг и самый громкий дебют. Восторженная рецензия Галины Юзефович; уважительная от Блогера года Аси Шевченко, теплый отзыв на Goodreads от Яны Вагнер и не менее теплый на LiveLib от Яны Летт Удивительное единодушие коллег, критиков, блогеров, литературных обозревателей и читателей - классная книга.

И "Суть вещи", вопреки кажущейся стандартности для современной остросюжетной литературы: триллер про маньяка, противостоящая злу героиня со сверхспособностями, непременные аутисты - действительно нерядовая история. Такого мы еще не читали. Говорю, как человек, глотающий плюс-минус три сотни книг в год. И я объясню, в чем уникальность, но сначала расскажу о чем роман. Итак, Лизе 29, она живет с бабушкой и работает приходящей прислугой у состоятельных людей. Сама себя называет уборщицей, но на деле в ее обязанностях любая помощь по хозяйству, что куда шире просто уборки-стирки-глажки.



Лиза училась в университете, у нее, как у многих людей с аутизмом, математический талант (помните персонаж Дастина Хоффмана в "Человеке дождя" с его способностью считать карты в казино?) И абсолютное неумение понимать нюансы социальных взаимодействий, считывать мимику и интонации других людей, что большинство делает как дышит. Взамен у нее род синестезии, позволяющей видеть тон голоса собеседника как цвет спектра: холодный недовольный синий, угрожающий фиолетовый, уютный теплый бежевый или охристый. Есть у нее и еще особенность - вещи рассказывают Лизе свои истории. Порой взяв в руки предмет, она видит эмоционально заряженные моменты прежних владельцев, связанные с ним. Не спешите морщиться: "Что ни книжка, то "Мертвая зона" Кинга!", у меня была такая реакция, но позже она нивелировалась, немного погодя объясню, почему.

И вот, работая в доме уважаемого человека, остеопата с обширной практикой, творящего чудеса с детьми, перед недугами которых официальная медицина бессильна, Лиза узнает от вещей, что чудеса далеко не добрые, что вылечивая физическое тело, ее работодатель Дервиент калечит психику. В том, что вещи не врут, мы имеем возможность убедиться в сцене с пластиковой стяжкой в кабинете следователя Мити - единственного друга Лизы из реала (виртуальные друзья тоже есть, такие же фрики, как она, нашли друг друга в сетевой игре). Ее внутреннее устройство не предполагает возможности компромисса Сделать вид, что ничего не знает и остаться в этом богатом доме она не может, тихо уйти тоже, потому что ей физически больно от этого знания.

Значит ничего не остается, кроме как доказать виновность Дервиента. Скажете, нереальная задача для нищей девицы на нейролептиках, по которой дурка плачет? Это не равный с равным на социальной лестнице, это замахиваться на барина, который со всей местной властью на короткой ноге и кое-кто на самом верху страхует его - все это расскажет ей честный следователь Митя, который давно под мерзавца копает, и недостатка в материалах нет, да только все мамы, писавшие заявления, через день-два забирают их. Что ж, Лиза будет действовать сама. Этим все начнется, а разворачиваться будет в лучших жанровых традициях со скандалами, интригами, расследованиями, скелетами в шкафах, странными совпадениями, толикой мистики, преступлениями из прошлого - всем, что держит в постоянном напряжении по ходу, но в финале получает логичные объяснения.

Однако, помните, я обещала объяснить, в чем уникальность романа - это первая на моем читательском веку история, которая позволяет ощутить себя внутри не сыщика, его помощника, преступника или свидетеля, а в коже человека с РАС*. Лиза, которая говорит о себе в третьем лице, пугается громких звуков и воспринимает жизнь полосой препятствий; череду рутинных дел, вроде переодевания из пижамы в дневную одежду или мытья головы - квестом, который сама называет тренировкой, а себя ощущает узницей в одиночной камере ущербного сознания. Это довольно клаустрофобичный читательский опыт, от которого порой хочется сбежать.

А изменения, когда, став из разоблачительницы жертвой с перспективой быть упрятанной в тюрьму или психушку, героиня вынуждена отказаться от таблеток - и ты физически чувствуешь, как уходит клубящаяся муть, как стены раздвигаются, появляется пространство - воспринимается как локальная победа уже по ходу чтения. И вот, что я хочу сказать по поводу особых способностей Лизы. На самом деле, это не мистика, это доведенный до совершенства аспект ее ущербности-таланта, позволяющий делать верные выводы на основе причинно-следственных связей. Каузальный метод Лизы, наподобие дедуктивного метода Холмса, который тоже ведь аспергер.

Конечно, роман не идеален, Алексина собрала на потребу невзыскательной публике в кучу все триггерные темы. Порой, несмотря на аккуратно подобранные хвосты, хочется изобразить Станиславского (особенно когда в финале выясняется, кто стоит за Агентством - да неужели?) Но в жизни тоже случаются совпадения! И Пермь, такая Пермь романа, кажется я понимаю. почему Галина Юзефович так полюбила "Суть вещи", город ее детства.

Отличная книга, рекомендую от души, и есть аудиоверсия, Варвара Сапова читает хорошо.
________
*РАС - расстройство аутического спектра

современная русская литература, триллер, аудиокниги

Previous post Next post
Up