"Сфера" Дэйв Эггерс ,

Aug 12, 2023 10:27




Сфера особого внимания

ЛИЧНОЕ ЕСТЬ ВОРОВАННОЕ

Молодой специалист довольно общего профиля Мэй Холланд вытягивает счастливый билет - по протекции подруги устраивается в информационный холдинг "Сфера". Это самое крутое место работы из всех, какие можно вообразить: мощные инновации, социалка чуть ли не как при коммунизме, дружелюбие и открытость, и зарплаты, надо полагать, уровня нашего ГазПрома. Поначалу ее работа отвечать на звонки и обрабатывать запросы.

Так-то Сфера специализируется на IT, в реальности романа поглотив соцсети, поисковые системы и вещательные платформы. Задуманная одним из трех отцов-основателей, гением Тау как инструмент, который очистит интернет от анонимных сетевых троллей и сделает невозможным киберпреступления, к моменту прихода Мэй в компанию, корпорация уже монополизировала рынок и продолжает расширяться. Не вполне понятно, откуда бы взяться перспективам роста, о которых в романе столько говорят, прежде Мэй работала по части коммунального хозяйства.

Но по законам хорошего романа дорога наверх вскоре откроется, подруга не последний человек в Сфере и она все время немного двигает Мэй наверх, а кроме того, героине каким-то удивительным образом удается превращать всякое препятствие на своем пути в трамплин, а любой свой косяк оборачивать очередной победой. И очень скоро она становится буквально лицом Сферы, доступным миллиардам пользователей в режиме 24/7. Это позволяет обеспечить первоклассное медицинское обслуживание отцу, больному рассеянным склерозом. Родителям, правда, по условиям соглашения приходится пожертвовать приватностью и они отдаляются от дочери, а ее бывший парень так и вовсе пытается убедить подругу, что она участвует в построении цифрового фашизма ("Вот дегенерат!" - думает Мэй)

В сегодняшнем восприятии литературы есть этот перекос - объявлять легковесными и нестоящими книги, читать которые легко и приятно, находя несуществующие высоты и глубины в какой-нибудь нечитаемой мути. Та вот, "Сфера" хороший роман, несмотря на то, что читается, как проглатывается - на раз. И, как всякая хорошая книга, открывает простор множеству возможных трактовок: можно прочитать как антиутопию,в цифровых реалиях, этакий "1984" эпохи потребления; можно как историю морального падения отдельно взятой героини; можно - как описание личностной деградации при вступлении в секту. Можно даже с точки зрения смены астрологической эпохи сугубых индивидуалистов Рыб эрой коллективиста Водолея ("Приватность - это кража").

Кстати, с точки зрения астрологии, зодиакальный круг которой есть проекция на плоскость все той же сферы, принципы, постулируемые в романе Дэйва Эггерса, среди которых "Тайна - это ложь" не то, чтобы неверны или спорны - они просто лишены смысла. Потому что один из двенадцати астрологических домов, собственно, двенадцатый, называется буквально Домом тайных связей. И никуда от этого не деться, это в нашей природе, как осознание себя (первый дом - Дом Я), владение материальным ресурсом (второй - Дом денег), социальность (третий - Дом социальных связей), и так по кругу.

В определенные моменты жизни темы какого-то из домов разрастаются, отодвигая на задний план, заставляя сжиматься, остальные,: переживание романа (пятый - Дом любовных связей) словно бы обесценивает все, что не он/она, болезнь (шестой - Дом здоровья) вырывает из круга здоровых людей, а усиление десятого - Дома карьеры, заставляет жить рабочими интересами. Но при этом все связано, потенциальная привлекательность (пятый) в немалой степени зависит от финансовой состоятельности (второй). здоровья (шестой), умения налаживать партнерские отношения (седьмой), и популярности (одиннадцатый). И так со всем, эти долгие рассуждения "не про книгу" к тому, что без личного пространства жить невозможно, и когда кто-то пытается посягнуть на присущее изначально, это вызывает на подсознательном уровне примерно такой же протест, как если бы тебе сказали, что для большего удобства всем отныне станут, ну, купировать уши - а чего с собаками же мы так делаем?

Именно поэтому "Сфера" остается умозрительным романом, при всей увлекательности сюжета, заманчивости киберпанковых приблуд и неоднозначности главной героини, с которой поначалу отождествляешься, а к финалу отшатываешься от нее в ужасе. Умозрительная, но увлекательная "Сфера", как многие интересные англоязычные книги пришла к нам в переводе Анастасии Грызуновой, не только отличной переводчицы, но и потрясающе смелой профессионалки. Настя бестрепетно берется за проекты, способные вогнать в дрожь гипотетического волосатого громилу в косухе и наколках от института перевода, и справляется она блестяще.

Очень неплохой вариант на выходные, читается легко, дает работу уму и сердцу, можно дополнить просмотром одноименного фильма с Эммой Уотсон и Томом Хэнксом.

#американская литература, футурология, киберпанк, вездесущие технологии, отсутствие личной жизни, цифровой тоталитаризм, Дэйв Эггерс, удачная экранизация, перевод Насти Грызуновой, ЛитРес, Букмейт, Фантом Пресс

американская литература, антиутопия, #американская, киберпанк

Previous post Next post
Up