Трилогия "Голодные игры. И вспыхнет пламя. Сойка-пересмешница" Сьюзен Коллинз

May 16, 2023 13:50




НЕ УБИТЬ ПЕРЕСМЕШНИ ̶к̶а̶ ЦУ

Я составляю в уме список всех добрых дел, которым стала свидетелем. Это похоже на игру. Она повторяется снова и снова. После двадцати с лишним лет она даже стала немного утомительной. Но есть игры гораздо хуже этой.

Постап-дистопия, после разрушительной войны с применением ядерного оружия мир Панема составляют Капитолий (столица) с двенадцатью подчиненными и обслуживающими его нужды районами - дистриктами. Отношения предельно неравноправны, победивший Капитолий купается в роскоши, дистрикты пребывают в разной степени бедности: от относительного благополучия первых порядковых до нищеты и жизни впроголодь последних. Каждый из них жестко контролируется миротворцами - правительственными войсками, и специализируется на определенном виде продукции, что делает экономику полностью зависимой от централизованного распределения.

Однако хуже всего "Голодные игры" - убийственные состязания по типу гладиаторских боев, на которые каждый дистрикт ежегодно отряжает двух трибутов, парня и девушку. 24 человека, выбранные жребием, в режиме реалити-шоу бьются насмерть в жесточайших условиях. В дистриктах просмотр Голодных игр обязателен для устрашения и утверждения власти столицы, в Капитолии - на потеху публике. Само по себе название Панем - часть латинского Panem et circenses ("Хлеба и зрелищ"), а идея смертельных игр из греческой мифологии, помните миф о Тесее, в котором Крит требовал от Афин ежегодную дань юношами и девушками в жертву Минотавру?



Сборник Сьюзен Коллинз включает всю трилогию Китнисс Эвердин. С 2012 по 2014 я смотрела снятые по ней фильмы, на первый пошла за компанию с дочерью, преисполненная снобского высокомерия к "подростковой". истории Скепсис закончился, едва начался фильм, второго и третьего уже ждала, но прочесть книги все не выпадало случая, хотя уже давно в каком-то из аттракционов неслыханной щедрости от Литрес, купила аудиоверсию. На выходных начала-таки слушать, похвасталась дочери, она отвечает: "И я слушаю "Сойку-пересмешницу", скоро выходит фильм по приквелу "Баллада о змеях и певчих птицах", захотелось вспомнить". Бывают совпадения.

"Голодные игры". Юная Китнисс Эвердин из Двенадцатого, шахтерского дистрикта вынужденно взяла на себя заботы о физическом выживании семьи, когда после гибели отца мать впала в депрессию. Девушка охотится в лесу, стрелять ее научил отец, часть добычи обменивая на другие продукты и вещи. Во время лотереи перед очередными играми, жребий выпадает ее сестренке, двенадцатилетней Прим, и Китнисс предлагает себя вместо нее. Вторым участником от Двенадцатого стал пекарский сын Пит. Шансы остаться в живых у обоих минимальны, но они намерены побороться и выбирают союзничество вместо вражды.

Напряженная интрига, высокая степень эмоциональной сопричастности, симпатичные живые герои, подробное и логически непротиворечивое мироустройство, игра на контрастах (блеск Капитолия, нищета дистриктов) - делают книгу замечательно интересной, а простой, но не примитивный язык с линейной повествовательной структурой максимально расширяет аудиторию.

"И вспыхнет пламя". Победа двух игроков, первая в истории Игр приносит Китнисс немыслимую популярность и делает стихийным символом Сопротивления, а президента+ Сноу ее смертельным врагом. Правила, прежде предоставлявшие победителям пожизненный иммунитет и обеспеченное будущее меняют, теперь в состязаниях следующего года обязаны принять участие победители прежних лет. Долго копившееся недовольство выливается в дистриктах в мятежи, а трибуты и сочувствующие свободолюбивым настроениям в самом Капитолии выступают с актами неповиновения. Тем не менее игры продолжаются, хотя финала, которым они завершатся, не мог бы ожидать никто.

Второй роман усложняет идею трилогии, укрупняет масштаб, придает остросоциальное звучание. Если в "Голодных играх" противопоставление дистрикты- Капитолий главным образом создавало интригу, то здесь это уже отдельная тема политической борьбы, репрессий, открытого неповиновения и жесткого противостояния. Личность и переживания героини обретают иное звучание, переходят на другой уровень рефлексии. Приключенческий роман разворачивается в социальную и личностную драму, оставаясь при этом историей с увлекательной интригой.

"Сойка-пересмешницв" Чудесное спасение Китнисс прямо с Арены богом-из-машины
прежде засекреченного Тринадцатого дистрикта, ставит ее перед необходимостью стать работающим символом сопротивления. Внутреннее устройство Тринадцатого возведенная в абсолют рациональность замятинского "Мы": жизнь строго регламентирована, распределение благ по норме, открыты двери беженцам из уничтоженных капитолийскими карателями дистриктов (среди которых Двенадцатый) ради возобновления популяции - эпидемия сделала большинство здешних бесплодными. Отчасти из желания убить своего главного врага Сноу, но главным образом потому, что в случае отказа не поздоровится маме и сестре, Китнисс соглашается стать Сойкой-пересмешницей.

Третья книга предлагает совершенно иной уровень сложности и рефлексий в сравнении с предыдущими, привычный мир становится зыбким, то и дело переворачивается с ног на голову, отношения дружбы-вражды претерпевают радикальные изменения. По уровню проблематики это уже совсем не янгэдалт, а переживания героини поднимаются до трагических высот и сложности, что неизбежно понижает градус "сделай мне интересно" - читать /слушать про беженцев, паек по норме и руки-ноги-головы, оторванные не в ходе фантастических Игр. а в прозаичной войне не так увлекательно. Роман однако хорош необычайно.

янгэдалт, фэнтези, кино, антиутопия

Previous post Next post
Up