Бальзаминов и прочие ̶р̶е̶ч̶н̶ы̶е̶ ̶т̶в̶а̶р̶и̶
Вы требуете моего мнения совершенно искреннего и бесцеремонного. Одно могу отвечать: прелесть.
Из письма Ф.М.Достоевского к А.Н.Островскому о "Женитьбе Бальзаминова"
Сказать, что Александр Николаевич Островский наше все, было бы стратегически неверно, на должность "всего" у нас Александр Сергеевич. Назвать его самым цитируемым драматургом тоже - на этой роли у нас другой Александр Сергеевич, с единственной пьесой, уровнем разъятости на цитаты одолевшей все шестнадцать томов сочинений Островского вместе взятые. Может быть нестареющая актуальность объектов сатиры? Здесь Михаил Евграфович лидирует с большим отрывом от всех русских классиков. Глубина психологизма? Федор Михайлович. Всеохватность? Лев Николаевич. Кто же тогда Островский? Просто главный русский драматург.
Второй том шестнадцатитомника Полного собрания сочинений включает пьесы, написанные с 1856 по 1861 годы, время накануне отмены крепостного права, тут можно было бы сказать, что великий драматург своими сочинениями содействовал, и бла-бла-бла. Но нет, крепостных крестьян, равно как дворянства либо нет в его сочинениях вовсе, либо - если последние появляются, то скорее как объект насмешки, на жалкой роли павлинов, которые распускают полинялые хвосты лишь затем, чтобы растерять из них последние перья. Таков Поль Прежнев ("Не сошлись характерами"), такова же, при всем ее барском самодурстве, помещица Уланбекова ("Воспитанница"), которая куражится над безответными воспитанницами, но собственная дворня не особо ее слушается.
Мир Островского - это купечество, мещанство, чиновничество. Средний класс, нарождавшийся в России, со всем набором неаппетитных подробностей, сопутствующих рождению. Скромное обаяние буржуазии - после, и не в стране рабов, стране господ, а здесь и сейчас самодуры купцы, убогие духом мещане, мздоимцы чиновники с общим на всех желанием "чтобы у нас все было, а нам за это ничего не было". Мирок, который подверстывает под свои стандарты красоту и знает, что "дорогой бриллиант дорогой оправы требует" ("Бесприданница"), но понятия не имеет, какую пользу можно извлечь из дурехи, которая сокрушается, отчего люди не летают как птицы, и походя сминает ее.
Люди с набором знаний о мире, почерпнутых от очередной Манефы или Фефелы, рассуждающей о странах, где люди с песьими головами и о том, что царь Фарафон с его фарафоновым войском на нас из моря идет . Середина девятнадцатого века, на минуточку, и люди, имеющие возможность прочесть газету, не говоря уж о книгах. По большей части они смешны и жалки, а обладающие властью - страшны. Реалии поразительно узнаваемы, а изменилось в человеческой натуре удивительно мало, несмотря на двести лет просвещения и все наши интернеты. Хотите убедиться - просто попробуйте задать ютьюбу поиск "ученые нас обманывают".
Краткое содержание пьес, вошедших в сборник. "В чужом пиру похмелье" Отставной учитель и его бедная, но честная дочь Лиза вынуждены терпеть назойливое внимание купеческого сына. В целом неплохой парень чудовищно неотесан и сознает свой недостаток. Квартирная хозяйка учителя из лучших побуждений и движимая сочувствием к жильцам, берет у него расписку - обязательство жениться на Лизе, которую после продает отцу юноши, явившемуся разбираться с неподходящими "сватами", да так и не заставшему их дома. Узнав об этом, учитель берет у нее деньги, возвращает их купцу, а расписку рвет у него на глазах. Тронутый его благородством. купец позволяет сыну жениться на Лизе и жить своим умом, выделяя молодым солидный капитал. Предполагается, что под руководством молодой жены, Андрей станет парень хоть куда. Ну-ну.
"Доходное место", по этой пьесе есть обаятельный фильм середины восьмидесятых. Молодой идеалист Жадов не хочет идти проторенным путем коррумпированного чиновничества, верит в открывающийся перед Росси ей новый светлый путь, когда просвещение и, ну, вы поняли. Еще он любит барышню бесприданницу Полину. К ее сестре сватается коллега Жадова Белоглазов, напротив, намеренный продолжать в укоренившемся в общетве неправедном духе. В результате Жадов и Полина прозябают в нищете. а чета Белоглазовых роскошествует. Когда дух Жадова почти уже сломлен жалобами жены на безденежье и он собирается просить у дяди доходного места - читай начать брать взятки и вот это вот все - тут то и приходит известие о том, что на чиновников-вымогателей заведены уголовные дела. Жадов, выходит, в белом пальто и впереди у него возвышение. Сейчас сказали бы: "Что ж они не заносили, кому надо?"
"Не сошлись характерами". Очаровательная миниатюра о столкновении жизненных принципов вырождающегося дворянства и купечества. Поль, блестящий молодой аристократ, всем хорош, да предки промотали капиталы. Служит в суде, в свободное время фланирует по улицам, в надежде обаять невесту с приданым. И такая вскоре находится, молода, хороша собой, вдова с солидным капиталом. Явившись к родителям посоветоваться по поводу второго замужества, слышит от отца, что если муженек вытянет из нее деньги, на его помощь в дальнейшем она может не рассчитывать. Молодые люди женятся, Поля осаждают кредиторы, а молодая жена вполне довольна жизнью на проценты с капитала и совершенно не собирается оплачивать его долгов. Когда же он напрямую просит у нее денег, выбегает прочь и через некоторое время присылает ему записку, что сердце ее разбито, она намерена отправиться жить к тятеньке с маменькой, а дом продать. К записке прилагается красиво вышитый кошелек. Пустой. Такой купеческий феминизм, в очередной раз подтверждающий, что женщина с деньгами и в самом домостроевском из возможных укладов может защитить свои интересы.
"Воспитанница". Уездный город, богатая помещица старуха Уланбекова тешит самолюбие тем, что призревает бедных сирот. воспитывает их как барышень, а после выдает замуж по своему выбору, оделяя небольшим приданым. Мужья чаще всего попадаются скверные, бедные девушки мучаются, а то и кончают с жизнью. Нынешняя любимица барыни Наденька едва избегает брака с алкоголиком, благодаря вмешательству наследника, по случаю оказавшегося в материнском доме проездом из Лондона в Филадельфию. Спаситель хорош собой, Надя влюбляется, для него она лишь эпизод в бурной личной жизни, но все могло бы закончиться без последствий, когда бы не ревнующая к барскому расположению приживалка, которая выслеживает парочку и доносит Уланбековой. Финал предполагается печальный: барчук в дальнейшие путешествия, бедная Наденька за пьяницу, а то и в омут.
"Гроза". Известная всем по школьному курсу русской литературы и, к счастью, утратившая актуальность драма жестокости домостроевского уклада, о жестокой купчихе, которая держит в ежовых рукавицах детей и заедает век снохи. Нежная чувствительная Катерина задыхается в затхлой атмосфере кабановского дома, а постоянные придирки свекрови отравляют ее жизнь. Девушка влюбляется в племянника богатого купца Дикого, который живет у дяди в практически таком же подчиненном положении, как она в свекровкином доме - Борису с сестрой по завещанию должна достаться треть состояния бабки, но прежде он должен два года прожить с дядей, выказывая ему возможную почтительность. Во время, когда муж в отъезде по купеческим делам, Катерина под влиянием золовки Варвары сближается с Борисом, а после, не в силах жить по лжи. признается во всем мужу. Борис уезжает после разразившегося скандала, а она кончает с жизнью.
"Старый друг лучше новых двух" Комедия о смышленой мещаночке Оленьке. которая вознамерилась окрутить сынка нуворишей, и все бы ничего, но родители готовят ему более подходящую партию, барышню "из образованных". Что ж, Оленька с матерью умеют манипулировать недалекими мужиками и разыгрывать почти шахматной сложности многоходовки. и то сказать, жених любит выпить. ну на=черта такой образованной: если она умна, так заведет любовника и будет с ним потешаться над мужем, а если глупа - зачахнет. То ли дело Оленька, ужо она сумеет и с дружками его правильно обращаться и самого его в узде держать.
Трилогия Бальзаминова, смазливого недалекого мещанчика, цель жизни которого жениться на богатой - это совершенное очарование сборника. Сам Миша, его мать, одновременно сознающая сыновнюю тупость и все же поддающаяся его настрою, их служанка с ее убойными репликами - все чудесно. А как хороша сваха Красавина! Первая пьеса "Праздничный сон - до обеда", Бальзаминов пытается обаять дочь купеческой вдовы Капочку. Своевременное вмешательство трезвомыслящего дяди девушки, купца, возвращает искателя с небес на землю. И вот, что я думаю, Островскому таки- нравились эти предприимчивые независимые в суждениях купцы, хотя бы он и уверял в обратном себя и окружающих.
"Свои собаки дерутся - чужая не приставай". Вторая попытка Бальзаминова, снова с купеческой дочкой, но на сей раз имеющей ухажера - военного. Девушка поссорилась с ним и обратила мимолетное внимание на нашего дурачка Мишу, тот воспрял духом... ровно до получения письма от военного, который обещает разделаться с ним. если не оставит красавицу в покое. Однако, вдохновляемый матушкой: "До смерти он тебя не убьет, кому же за тебя в каторгу охота, а так побьет, ну и ничего, потерпишь", - он все же решает вступить в борьбу. И бесславно проигрывает, когда парочка мирится, а их со свахой Красавиной выгоняют (правда сунув последней ассигнацию за моральный ущерб).
"За чем пойдешь. то и найдешь или Женитьба Бальзаминова"
Завершающая часть, в которой дурачку Мише наконец улыбается счастье в лице непомерно толстой и примерно такой же ленивой купеческой вдовы, дело устраивается при участии все той же неизменной свахи Красавиной, пьеса совершенный восторг, а снятый по ней фильм с Вицыным и Мордюковой просто чудо.
Читайте Островского, люди, он тысячу раз того стоит, а пьесы - это свое кино, в котором ты сам себе и режиссер и декоратор, и специалист по кастингу.