12 ноября 2014 года в Киеве в Украинском доме состоялся круглый стол в рамках проекта "Международный открытый университет Майдан" при поддержке МФ "Відродження" по теме "Реформы самоуправления и децентрализации власти в Украине".
В круглом столе помимо именитых польских товарищей, таких как Марчин Свенчицки - депутат Сейма Республики Польши, Войцех Мисьонг - советник Председателя Верховной контрольной палаты республика Польша, Анджей Поравски - директор бюро Ассоциации польских городов, Маркиян Желяк и другие.
От общественных организаций были Назар Мухачов, Виталий Комов, Андрей Хома, Наталья Целовальниченко, Михаил Роль и еще много тех, для кого самоуправление и создание территориальной громады не пустой звук. Так, когда у польских экспертов начали проскакивать в докладах фразы с необходимостью изменения Конституции Украины Назар Мухачов, высказал мнение что польских экспертов просто вводят в оману,
дословно это выглядело так:Суть полягає в тому, що шановних поляків ввели в оману, тому що, наші територіальні громади ні є юридичними особами публічного права і це є нашою фундаментальною, головною відмінністю. Суть полягає в тому, що в даний момент часу все майно яке повинне належите народу і територіальним громадам України воно є раздерибанено олігархатом. Проект Конституції запропонований Порошенком він фактично покликаний на те щоб узаконити цей процес і це колосальна, велика загроза. Нам надзвичайно прикро що ви (має на увазі поляків) по суті є обдурені експертами які працюють на теперішньому рівні, обдурені саме в цьому запитані тому що згідно з Європейською хартією про місцеве самоврядування територіальні громаді повинні бути юридичними особами публічного права і це є факт, вас відводять від цього в сторону, але це принципово тому що ні публічний реєстр власності, ні ще купа всього, без цього явища утворені не можуть бути. Я дуже просив би вас акцентувати увагу наших теперішніх реформаторів на цьому явищі, на відсутності цього, на тому що новий проект Конституції не відповідає Європейській хартії про місцеве самоврядування ...
На круглом столе было много общественных организаций которые предлагали свою модель создания территориальных громад.
Запорожцы например видели свою модель народных реформ, киевляне из общественной организации Территориальная громада Деснянского района г. Киева, свою модель
Мы же видим свою модель создания территориальных громад и будем ее отстаивать на всех уровнях и всех рабочих группах которые сегодня создаются и в Киеве и по всей Украине.
Наша модель проста (очень коротко и тезисно):
Мы уверены, что сегодня нельзя путать понятия территориальной громады микрорайонов с общественными организациями. Общественные организации могут быть в этом процессе как вспомогательное звено для формирования громады. Деятельность общественных организаций должна быть направлена на то, чтобы помогать громадам, создать территориальную громаду как юридический орган публичного права.
Говорить, что общественная организация равно территориальная громада микрорайона это не правильно, это подмена понятий и это может быть еще хуже, чем у Гройсмана.
Могут быть общественные организации, но только как вспомогательные звенья формирования территориальных громад. Если сейчас пойти по пути, что во главе должна стоять общественная организация, то не за горами создание очередного ЛНР или ДНР, только название будет ДТГ (Деснянская территориальная громада). Кто мешает сегодня этой общественной организации сказать, что он создает реестр недвижимости? Достаточно всех включить в организацию, нравится это кому-то или не нравится, выносить какие-то решения экономические, политические, еще какие-то и всё, пошло поехало.
Территориальная громада должна регистрироваться как юридическое лицо публичного права, она не может регистрироваться как общественная организация, как только территориальная громада зарегистрируется, как общественная организация, она ничем не будет отличаться от другой, какой-то общественной организации.
Общественные организации которые хотят помочь созданию территориальных громад нужно профилировать, чтобы они содействовали созданию территориальной громады и всем процессам, связанным с этим.
Практически территориальная громада может быть создана на основании, например, подписания общей петиции, которая будет подписана всеми членами громады (доверенности). В законодательном праве в Украине есть только Постанова ВР, которая регламентирует, что создается общий сход, а на этом сходе решается вопрос территориальной громады, а это может быть подписание общей петиции, где будет расписано конкретное формирование территориальная громада, как лица публичного права.
Это формирование, таким образом, не надо будет регистрировать как общественную организацию в юстиции.
Единственное, что надо будет регистрировать так это устав, который будет принят путем подписания какой-то общей петиции, на сходе, где определены делегаты, которые голосуют за какие-то координационные советы, за уставы и другие документы.
По-другому это делать - будет нарушением порядка.
Очень похожа процедура по законодательству для общественных организаций и для формирования территориальной громады, но ошибочно смешивать понятия и совершенно разные полномочия. Территориальная громада приобретает право паевого управления собственностью коммунальной, а общественная организация принимает полномочия по управлению только тем имуществом, которым владеют члены организации. Это очень большая разница в полномочиях.
Так что активно включаемся в процесс народовластия и всех приглашаем. Сегодня первая встреча всех желающих, затем рабочая группа, ну а потом посмотрим, услышат нас или снова кинут ...