Патриоты Донбасса возьмутся урегулировать политический кризис?

May 24, 2014 17:10



Предложение по урегулированию социально-политического и государственного кризиса в Луганской и Донецкой областях (аналитическая записка):
Основные факторы (предпосылки) влияющие на ситуацию в данных регионах (многие из этих факторов взаимосвязаны, являются логической последовательность другу друга):

Население:
Мировоззренческий фактор - «патернализм» населения, то есть потребность в сильном лидере, который сможет обеспечить стабильность, защиту от угроз (реальных или мнимых), надежду «на светлое будущее», привычка ориентироваться на «сильную» идеологическую или политическую установку о том, как надо жить, при этом нигилизм (неверие в силу права и закона, возможность решения любых вопросов «авторитетным» лидером);
Высокий процент населения пенсионного возраста (в том числе, военнослужащих, афганцев и чернобыльцев), а также бюджетников, которые зависят от государства (от централизованных выплат из бюджета) и от политики тех лиц, кто на местах «раздает» такие выплаты;

Социально-экономические проблемы регионов: зависимость рабочих мест и возможности людей прокормить себя и свою семью от крупных промышленных и угледобывающих предприятий, которые экономически контролируются крупными финансовыми группами и связаны с такими лицами как Ахметов Р., Ефремов А., сын Януковича, а также с российским капиталом; резкое сокращение в последние месяцы рабочих мест (сокращения на предприятиях вследствие экономического и политического конфликта с РФ), угрозы уменьшить заработную плату, зависимость от экономики и рынков РФ, отсутствие технологической модернизации производств региона, их низкая рентабельность и неконкурентность на мировых рынках, экологические проблемы;

Большая часть населения (городского) считает русский язык родным, считает его своим достоянием, поэтому средства массовой информации на русском языке автоматически получают приоритет в вопросе восприятия и доверия, многие имеют родственников в РФ и считают себя в большей степени русскими, чем украинцами;
Ностальгические настроения по стабильной и более-менее благополучной жизни при СССР, ассоциация РФ с СССР в сознании населения старшего пенсионного возраста;

Недоверие ко всему, что отличается от принятых в данной среде понятий, неспособность (нежелание) мыслить непредубежденно, большое количество штампов (позитивных и негативных) внедренных в общественное сознание - наиболее яркими штампами является - недоверие и неприятие по отношению к Западу и США, НАТО, ЕС; священное «братство» славянских народов, которые боролись против западного фашизма;
Осуждение коррупции чиновников, но оправдание этого явления большинством как нормального во власти (принцип: «пусть ворует, но и нам жить дает»);

За время Майдана (мирного и воинственного) произошла консолидация большей части населения под влиянием негативной пропаганды российских СМИ, вследствие чего приход к власти оппозиции воспринимается негативно, а Януковича В.Ф. расценивают как предателя интересов народа Донбасса (сбежал и допустил к власти националистов, агентов Запада и т.д.), то есть произошло осознание себя как некой общности людей с определенными общими взглядами на отдельные вопросы (общие враги - «бандеровцы», Запад, киевская «хунта», общие ценности - русский язык, наследие победы в ВОВ, нежелание потерять свою самоидентификацию);

Неприятие большинством населения украинского национализма и атрибутов государственности (жители расценивают украинский национализм - даже в нейтральных проявлениях, как угрозу для своей общности и индивидуальности), поскольку украинский национализм воспринимается как угроза мирной жизни, как покушение на безопасность, на стабильность, на благополучие, агрессивное и негативное восприятие (вследствие страха) силовых структур Майдана; чем больше проявлений украинского национализма (положительного или отрицательного), тем больше данная общность людей осознает свою отдельность и особенность; прослеживается тенденция к «отгораживанию» от других частей страны, формируется региональный патриотизм (за Донбасс!, за Луганщину!, за Донецк!), активно формируется своя символика, своя идентичность (кстати, отличная и от чисто российской), готовность защищать такую обособленность;

Вследствие вышеуказанных факторов отдельная часть населения подверглась радикализации (защитная реакция), был преодолен психологический барьер уважения к установленным из центра государственным структурам, появилась чувство вседозволенности и безнаказанности, подкрепленное примерами действий радикалов от Майдана (пример возможности решения ситуации в свою пользу силою даже с нарушением закона, подчинение закона требованиям необходимости);

В настоящее время население недовольно проявлениями мародерства и насилия со стороны «новых» патриотов, обеспокоены угрозою прекращения выплаты пенсий и заработных плат из бюджета, от нападений страдает мелкий и средний бизнес;

Не все населенные пункты Луганской и Донецкой области поддерживают сепаратисткие настроения вследствие неоднородности национального состава и социального состава (север Луганской области в меньшей степени подвержен сепаратизму);

Общественность (в основном интеллигенция, образовательные, правозащитные организации) заинтересованы в сохранении целостности Украины, восстановлении контроля и законности на территории регионов, но есть и сторонники «регионального патриотизма»

Партия регионов и коммунисты:
Являются монополистами в политической сфере, им принадлежит абсолютное большинство мест в органах местного самоуправления, местных администрациях, выступают «катализаторами» и организаторами радикальных настроений в регионах и сепаратистких выступлений, заинтересованы в «защите» своей территории от киевской власти, от люстрации, от передела собственности;
Активно принимают участие при поддержки РФ в разрушении основ украинской государственности и законности на территории регионов (захваты гос.учреждений, проведении «референдумов») и формировании новых псевдогосударственных органов ДНР и ЛНР

Представители крупного бизнеса:
Тесно связаны с российской экономикой, имеют тесную связь с местным криминалитетом, но в то же время имеют достаточно большие интересы в ЕС (недвижимость, счета, медийность);
Заинтересованы в защите своей собственности, механизмов получения доходов от региона, сохранения рычагов управления, не хотят терять свои сферы влияния (уступать Киеву либо передавать Москве), нуждаются в гарантиях защиты своих интересов;
Первоначально участвовали в дестабилизации ситуации с целью принудить центральную власть к учету их интересов, судя по всему при поддержке российской стороны, но риски утраты контроля над ситуацией в настоящее время критически возросли, предпринимаются отдельные попытки с помощью корпоративной самообороны стабилизировать ситуацию в отдельных районах Донецкой области, обеспокоены вмешательством в их сферы влияния со стороны конкурентов с сопредельных территорий РФ и Украины;

Интересы РФ:
Защита военных интересов - гарантии неразмещения на территории Украины военных баз НАТО, внеблоковый статус Украины
Усиление международного политического влияния на глобальные мировые процессы
Защита своих экономических интересов от возможного «наступления» более конкурентных товаров со стороны рынков ЕС, закрытие рынков Украины от российских товаров
Сохранения и защита монополии на «газовом» рынке в ЕС
Сохранение возможности для крупного капитала РФ (окружения Путина) вывода государственных средств из страны в личных интересах, привлечения инвестиций
Сохранение видимости «легитимности» процессов с участием РФ

Интересы ЕС и США:
Укрепление и усиление политического и экономического воздействия на территории Украины, создание ограничителей для экономического и политического влияния Кремля;
Создание видимости демократических процессов урегулирования ситуации, сохранение международного авторитета своих лидеров как основных источников власти и влияния в мире;
Реализация бизнес-проектов на территории Украины (в том числе, Донбасса) «своими» корпорациями: например, добыча сланцевого газа, расширение своих рынков сбыта

Интересы Украины (киевской центральной власти):
Получение крупных денежных средств от доноров - ЕС, США, международные банковские учреждения - для стабилизации экономической ситуация и для «покрытия» своих затрат на приход к власти;
Создание видимости законного урегулирования проблемы с регионами;
Сохранение достаточных рычагов воздействия на регионы, сохранения возможности лоббировать свои экономические интересы на местах;
Сохранение видимости законности и легитимности действий центральной власти на Востоке для международного сообщества и доноров;
Прекращение агрессии РФ в виде пособничества действиям региональных патриотов на Востоке;
Возможные сценарии развития ситуации с учетом многовекторности интересов всех участников событий, проведения выборов Президента Украины (анализ):
Создается стойкое впечатление о направленности действий всех участников ситуации по принципу «Чем хуже - тем лучше»;
Многие действия и заявления от разных участников ситуации противоречивы, хаотичны, что свидетельствует о наличии нескольких точек управления (разных групп, отрядов), противоречии интересов отдельных группировок, в том числе со стороны центральной власти Украины и центральной власти России, региональных группировок (ДНР и ЛНР);
Временной фактор имеет существенное значение в данной ситуации - чем дольше продлится кризис, тем сложнее и длительнее он будет.

С учетом того, что большая часть населения Луганской и Донецкой области будет лишена полноценной возможности принять участие в выборах Президента Украины, а рейтинг всех кандидатов в данных регионах низкий, это с большой вероятностью приведет к непризнанию результатов таких выборов в этих регионах («мы не выбирали, это не наш выбор»), а следовательно к манипуляциям по поводу легитимности нового Президента Украины (возможно, именно на территории данных регионов), ведь легитимность это не только соблюдение формальной процедуры, еще и признание результатов такой процедуры со стороны населения.

Новый (региональный) патриотизм уже стал фактором, который будет играть значительную роль во всех дальнейших политических и социально-экономических процессах на территории этих регионов.
Дальнейшая эскалация насилия в ходе АТО неизбежно приведет к большому количеству погибших среди «идейных» региональных патриотов, мирного населения и вследствие этого закрепит и ужесточит неприятие со стороны населения украинской государственности, породит партизанское движение (с участием и поддержкой сочувствующих россиян), и потребность в мести за смерть «братьев» и «борцов за правое дело».
Ни децентрализация власти, ни федерализация Украины в целом уже не являются в достаточной мере приемлемыми вариантами в понимании региональных патриотов. Их интерес - это не Украина в целом и ее проблемы, а только свой регион, который они защищают. При этом их внимание не сосредоточено на долгосрочных юридических и экономических последствиях сепаратизма для Луганской и Донецкой области (для населения, бизнеса, перспектив социально-экономического развития). В качестве примера сильного лидера они вполне логично видят Путина, но в то же время у отдельных лидеров боевиков есть свои амбиции и личные интересы, которые они могут реализовать лишь на обособленной «своей» территории (при условии невмешательства российского и украинского криминалитета и власти).

С учетом указанных факторов вполне вероятным может быть развитие ситуации по шаблону Приднестровья, когда Украина утратит основные рычаги контроля на территории, хотя и откажется это признать.
Даже если в такой ситуации РФ решится оформить такие территории как свои, в дальнейшем это приведет к состоянию открытой военной агрессии между РФ и Украиною, экономической и социальной стагнации этих территорий, масштабному переделу собственности с участием конкурентного для местных российского криминалитета, невозможности соблюдения на этой территории правовых гарантий защищенности бизнеса, права частной собственности, неприкосновенности личности. Такая территория, как и РФ окажется под постоянным экономическим и правовым прессингом со стороны как официального Киева, так и со стороны большей части международного сообщества. Тем более, что международное сообщество в настоящее время «забыло» о Крыме и все внимание сосредоточило на действиях РФ на Юге и Востоке Украины.

Если же Кремль остановит (не поддержит) стремление отдельных лидеров ДНР и ЛНР к воссоединению с РФ, это может привести к «консервации» затяжного кризиса на этих территориях (диверсии, саботаж работы органов центральной власти, терроризм и партизанское движение, отсутствию правовой и политической определенности) и к гуманитарной катастрофе в Украине. Такой кризис станет мощным сдерживающим фактором для экономического развития Украины в целом, будет тормозить необходимые для вхождение в пространство ЕС социально-экономические реформы, существенно снизит рейтинг доверия к украинской центральной власти (в том числе, в сфере инвестиций и донорства).

Возможный позитивный вариант урегулирования ситуации:
С учетом многовектроности интересов всех участников ситуации и необходимости сохранения в данных регионах правовых механизмов реализации и защиты прав человека, бизнеса и частной собственности, стабилизации социальной и политической ситуации возможным вариантом урегулирования кризиса является автономизация кризисных территорий.

Отличие автономизации от федерализации:
Автономизация не требует кардинального изменения формы государственного устройства, Украина остается в этом случае унитарным единым и неделимым государством;
Не создается политически независимый территориальный субъект;
Автономизация не исключает участие данных регионов в программе децентрализации.

Целью автономизации в этом случае является предоставление особого статуса данным регионам, с целью позитивного разрешения конфликта между украинским государством и местными регионально-патриотическими структурами, предоставления отдельных элементов государственного суверенитета в экономической и культурной сферах. Такой вариант является юридически правильным вариантом легализации основных чаяний региональных патриотов (русский язык - официальный язык региона, возможность более эффективного распределения большей части средств местного бюджета без внешнего вмешательства Киева). Данная автономия остается в правовом поле Украины, на данной территории обеспечивается функционирование всей системы органов государственной власти с целью защиты законности и правопорядка, но с учетом отдельных налоговых, экономических и организационных преференций данного региона.

Для восстановления баланса экономических и политических интересов РФ, Украины и ЕС целесообразным является также создание в рамках такой автономии особой экономической зоны (например, свободной от большей части налогов, преференциями по размещению и регистрации иностранных предприятий). Это позволит привлечь значительные инвестиции в экономику этих регионов извне (при условии его политической стабилизации), сделать его экономически успешным (сейчас Донецкая и Луганская области - дотационные). Также целесообразно предоставить такой автономии возможность самостоятельно определять вопрос о внешнем векторе международного экономического сотрудничества (например, вопрос сотрудничества с Таможенным союзом, участия в других международных экономических соглашения), при условии гарантирования экономической безопасности Украины в целом. Такой подход позволит экспериментальным путем выработать наиболее эффективную экономическую стратегию развития Украины в целом. Кроме того, автономизация укрепит позиции украинского бизнеса в данных регионах, для крупного бизнеса - это защита от передала собственности со стороны недобросовестных конкурентов, сохранение сфер влияния, а для мелкого и среднего бизнеса - это новые возможности для развития с учетом политической и правовой стабилизации, притока новых инвестиций, появления новых возможностей по налаживанию сотрудничества в российском или европейском векторе. В идеале такая зона - станет зоной диффузии и конвергенции двух векторов экономического развития, восточными воротами (Східною брамою) Европы и Азии на территории Украины.

Безусловно, данный вариант развития нуждается в дальнейшей детальной проработке со стороны специалистов в сфере экономики и права, а реализация такого проекта потребует нескольких этапов, но он дает Украине реальный шанс найти достойный цивилизованный, правовой и демократический выход из политического кризиса, а также позитивно разрешить международный конфликт интересов.

Выборы в Украине., ОО ЛПГ, Выборы в Украине, ОСМД, ЛНР

Previous post Next post
Up