О работе

Jan 02, 2011 23:50

Доля раба или современные галеры

- Испытательный срок - двенадцать прыжков, - сказал инспектор по кадрам. - Но может быть снижен. Это на усмотрение капитана. С торговым оборудованием доводилось иметь дело?
Я кивнул. На старом месте работы много с чем доводилось иметь дело, и торговые суда нас тоже не обходили стороной. Так что техническая сторона вопроса более или менее мне была знакома, как я думал.
- Отлично. Вообще, специфику работы борт-инженера представляешь?
- Конечно, - сказал я. - И специфику, и устройство судна.
- Значит, жди звонка. Капитан сейчас в отъезде. Прибудет - выскажет свое решение. Это где-то через неделю будет.
Обрадованный, я отправился домой. По предварительным прикидкам я только что совершил неплохую сделку. Да и терять мне все равно было нечего. Я десять лет проработал инженером в Центре Технического Обслуживания, и работал бы дальше, но с зарплатой, после некоторой реорганизации, стало совсем тяжко. Всего пять тысяч кредо в месяц. А тут предлагают двадцать за четыре прыжка. Вернее, пятнадцать. Двадцать - это после прохождения испыталки. Для Земли это, конечно, не деньги, но для нашей периферии - очень неплохой вариант.

***
- Предъявите Ваш Ай-Ди, - произнес киборг у входа в корабль. По прошлому визиту я помнил, что здесь достаточно жесткий пропускной режим. Даже на патрульном крейсере, на котором мне довелось немного послужить (отходил двенадцать прыжков), и то не было так строго.
- Простите, но у меня еще нет Ай-Ди, - ответил я. - Я пока на стажировке.
- Какое подразделение? Производство, погрузочная команда? Группа обслуживания?
- Нет, стажер-инженер.
Киборг провел сеанс связи и после чего удовлетворенно кивнул.
- Прошу прощения, стажер. Инженер ждет Вас.
«У них, что, вообще не работает обмен информацией между сменами?» - подумал я, но вслух ничего не сказал.
На посту у входного шлюза дежурил киборг модели «Универсал», слегка модифицированный для выполнения ряда функций службы безопасности. Но я уже знал, что основной костяк службы безопасности составляют боевые киборги различных моделей и назначений, уже списанные с боевых кораблей. Инженер встретил меня на полпути к коммуникационному узлу.
- Идем, - сказал он. - Покажу хозяйство.
Странностей было много. Но я не обратил на них внимания, хотя стоило бы. Инженер сразу заявил, чтоб я спрашивал все, что меня интересует, потому что как только он сойдет на берег, то сразу вырубит интерком. На перекуре я поинтересовался, уходит ли он сам или списан приказом капитана.
- Да как тебе сказать… - ухмыльнулся инженер. - И сам, и по приказу. Достало меня все. Маразмов слишком много. Имей ввиду, дольше двенадцати прыжков не продержишься.
- А какие маразмы-то? - поинтересовался я. - Вроде все путем, корпоративное судно, четкая организация, сверхурочные и авральные вахты обещали оплачивать…
- Это бред, - заявил инженер. - Не оплатят. Найдут массу причин, чтоб не оплатить. Люди и киборги бегут с этой посудины. Тут фактически рабство. Правда, оплачиваемое. А насчет маразмов… Я до этого еще не дошел, но раз уж ты спросил, то слушай. Тебе придется сдавать декларацию по продаже алкоголя.
Про эту декларацию я не просто слышал. Доводилось настраивать одному торговцу. Прога, действующая только в нашем секторе. Земля у себя эту ересь вводить не стала, но и секторальным властям не запретила. Действительно, кривая прога.
- Почему это делает инженер? - удивленно спросил я. - Это ж задача супер-карго. Ну, или финансовой группы.
- А здесь это задача инженера. А еще расходные материалы торговой секции тоже задача инженера.
Но розовые очки пока не спешили спадать. Да и работы хватало. В организации труда моего предшественника я видел огромное количество недостатков, но пока помалкивал. Кто ж станет слушать стажера?
Мы занимались монтажом внешнего модуля. Мало того, что наш корабль представляет собой огромный летающий магазин, так командование решило, что было бы неплохо иметь на борту еще и бар, а то слишком много клиентуры теряем.
Пока я принимал дела, работать было вполне комфортно. Двое инженеров обеспечивали должный уровень оперативности решения возникающих проблем. Да и заявление капитана о том, что все авралы, связанные с подключением барного модуля, будут оплачены, добавляло работоспособности.
Прошло два прыжка. Я принял дела. Качество передачи дел было отвратительным, но это лучше, чем без передачи вообще. Мой предшественник сошел в первом же порту, а я остался в гордом одиночестве. В первую же неделю энтузиазм у меня поугас. Авральные вахты не оплатили. Ни одной. Аргументация капитана выглядела железобетонно: «Нужный результат не достигнут». Я не успевал решить имеющиеся задачи, как мне вешали новые. Да и список дел оказался несколько шире, чем ожидалось. Вообще, у нас все занимаются не только своим делом. Товар в торговой секции почему-то выставляют кассиры, хотя их задача - принять бабло у очередного толстосума, решившего побаловать себя экзотикой или натуральным продуктом и упаковать товар. Киборги службы безопасности выполняли еще и функцию референтов. А так же вели мониторинг продаж. И курьерскую доставку тоже выполняли они. Я знаю, сколько стоят киборги таких моделей. Пусть даже уже и прошедшие службу на боевых кораблях. Куда дешевле и выгоднее нанять референта, курьеров, чем эксплуатировать этих полулюдей-полумашин в ненадлежащем режиме. Киборг-универсал на входном шлюзе не только регистрировал вход-выход сотрудников и посетителей, но и занимался регистрацией грузов. Ну ладно, тут все-таки универсал. Но основной состав службы безопасности!
Мне же самому тоже пришлось авральными темпами изучать ту машинерию, которая была в торговой секции. Сервер торговой секции оказался незнакомой конструкции. Весы и кассы - тоже. Кроме этого, у касс заканчивалась расходка, а у детекторов карт периодически выгорали сенсоры. И сенсоры этих детекторов, как ни странно, тоже оказались в моем ведении. В довершении всех бед, никакой документации от всего этого оборудования за двадцать лет эксплуатации судна не осталось.

… Прошло шесть прыжков. Или семь. Не знаю. Не помню. Сбился со счета. Каждый день в аврале. То пульт наблюдения у охраны не работает, то весы и сканеры торговой секции отказываются признавать товар, то еще какая-нибудь фигня, то у капитана новые идеи. Встаешь в шесть утра по корабельному времени, ложишься в час ночи. Мозг отказывается воспринимать какие-либо другие мысли, окромя работы. К концу вахты мозг пуст. Совсем. Единственная мысль - спать. А где-то на пятом прыжке появилась еще одна - бежать! Бежать с этой галеры. Здесь почему-то все считают, что я должен знать ВСЕ! Удивляюсь, как меня еще расчеты за гипер-навигатора не заставляют делать. Хотя, как вариант, скоро заставят. Недавно слышал уже фразу от начальника финансового отдела, что они слишком до фига навигатору платят, а при современном уровне автоматизации этой калоши, можно обойтись и без нава. Идиоты! Я им курсы рассчитывать не буду! Хотя… Капитан прикажет - и буду считать как миленький. Нет. Бежать с этой галеры. Даже не так. БЕЖАТЬ!!! Вот именно так! Все буквы большие и три восклицательных знака. И, о чудо! Эта мысль засела в моем мозгу весьма прочно. Я с ней просыпался, и с ней засыпал. Но совершать прыжок по случайным координатам я не собирался. Чтоб сбежать с этой галеры, надо найти другую. Где цепь потоньше, а кнут надсмотрщика полегче. И я принялся искать пути побега.
И вот однажды, на очередной стоянке я увидел знакомую посудину. Мы в свое время, на старой работе, не раз ее обслуживали. Всех инженеров там я знаю. Штат вроде у них укомплектован, но все же попробовать стоит. Найдя в памяти интеркома нужный номер, я нажал вызов:
- Ред, сколько лет, сколько зим!
- И тебе не хворать, - раздалось в интеркоме. - Омега, ты сейчас где? Зная, как у тебя дела с баблом обстоят, вряд ли ты на сеанс гипер-связи разорился.
- Тоже мне, Шерлок Холмс, - фыркнул я. - Но ты прав. Посудина, на которой я сейчас хожу, пришвартовалась чуть ли не бок о бок с вашей.
- Ого! - удивился Ред. - Ты таки сорвался из своей шараги!
- Угу, - ответил я. - Совсем с баблом тяжко там стало. Сейчас вот на «Галактик Гурмане» хожу.
- А, были мы у вас в барушнике, - как-то кисло отозвался Ред.
- Что, пиво не пошло? - ухмыльнулся я.
- Не, - ответил Ред. - Пиво знатное, жрачка вкусная, но что-то как-то деньги слишком быстро заканчиваются. Начали гудеть у вас, а закончили в портовом баре.
- Ну, а ты что хотел! - меня разбирал смех, - Натуральный продукт, деликатесы со всей галактики! Это тебе не синтетическое пойло в портовом баре.
- Это точно, - вздохнул Ред. - Блин, Омега, дорого все у вас.
- Ага, - ответил я. - Я и сам всего лишь один раз в нашем барушнике посидел. Ладно, Ред, давай к делу. Вам на «Кассиопее» лишние руки не нужны?
- Нужны, - ответил Ред. - А есть кандидат?
- Есть, - ответил я. - Я сам.
- А чего на «Гурмане» не сидится? - удивленно спросил Ред. - Авралов до фига?
- Да, не в авралах дело, - ответил я. - Слишком уж разносторонний список задач у инженера. Причем инженерные задачи не всегда являются приоритетными.
- Ну, что ж… Через пару прыжков я тебе сброшу координаты, где мы будем, и прилетай.
- Договорились! А пока я пошел пилить цепь, то есть рапорт на увольнение писать.
- Давай, удачи! - хмыкнул Ред и отключился.

***

На радостях я напрочь забыл о том, что планировалось внедрение новой системы бонусных карт. И я прекрасно понимал, что пока эта система не будет внедрена, хрен кто меня с этой галеры выпустит. Да, рабский труд здесь действительно в почете. Но теперь у меня голова болела о том, чтоб договориться с поставщиками нового решения. Основной маразм заключался в том, что юристов у нас нет. И поэтому, когда я принес договора на подпись капитану, то получил втык за то, что не прочитал и не вник. Заняться плотно так же мешали текущие проблемы, периодически всплывающие в процессе жизнедеятельности, а посему сроки малость продинамил. Я прекрасно понимал, что когда прилетит спец с Земли и обновит программное обеспечение торговой секции, то повылазит великое множество косяков. Особенно, с учетом того, что программное обеспечение в данном секторе не самое распространенное, а спецы секторального центра компетенции нифига не рубят в данном решении, несмотря на сертификаты. Но свалить до прилета спеца с Земли мне не позволяла совесть. И вот это меня подвело. Но, об этом позже… А пока вернемся на некоторое время назад…

***

- Госпожа капитан, я разрываю контракт, - сказал я, поднявшись в рубку.
- О чем ты, Омега? - капитан отвлеклась от изучения маршрута и повернулась ко мне.
- Я не справляюсь, - я не стал говорить про то, что мне не оплачивают авральные, про то, что авралы происходят регулярно. Про то, что уже шестой прыжок, а испытательный срок мне никто не думает закрывать. И естественно, я умолчал про предложение с «Кассиопеи». - Рапорт я уже написал. С учетом двух прыжков отработки.
- Я не поняла, Омега, - госпожу капитана явно взбесила такая постановка вопроса. - Зачем ты тогда устраивался сюда? Денег срубить?
Желание ответить как есть, не выбирая выражений, я в себе подавил, и постарался ответить наиболее дипломатично:
- Я не думал, что тут будет так тяжело.
- Омега, а работать всегда тяжело, - ответила капитан. - Ладно, я тебя поняла. Но учти, пока не будет налажен процессинг карт, я не подпишу твой рапорт. Все, свободен!

***
Ничего нового я от нее не услышал. В общем, все прошло примерно так, как я и предполагал. Кадровая служба подошла несколько иначе, когда я принес им рапорт. Они попытались уговорить меня остаться по-хорошему. Сперва намекнули, что закроют испытательный срок, предложили установить график, который удобен мне. Но я уже достаточно долго каторжничал на этой галере, чтоб понять - ничего здесь не будет по-нормальному. Список задач никто не изменит. График, удобный мне, будет таким же номинальным, как и обещание капитана оплатить сверхурочные. А если они повысят зарплату, то тут же найдут за что урезать. Поняв, что уговорить меня не удастся, кадровая служба подошла с другой стороны.
- Омега, ты же понимаешь, что через два прыжка мы окажемся в центральном секторе? Ты представляешь, как увеличится поток покупателей? - спросила глава кадровой службы. - А предстоящий переход на новую систему процессинга? Ты сам понимаешь, что в такой период нельзя оставлять корабль без инженера.
- Понимаю, - кивнул я. - И поэтому я не собираюсь покидать борт прежде чем будет внедрена система процессинга карт. Более того, я собираюсь произвести нормальную передачу дел, да и интерком отключать не собираюсь, как это сделал мой предшественник. Но задерживаться дольше, чем того потребует сам процесс внедрения, я не намерен.
- Омега, давай хоть продлим контракт еще на один прыжок, - спросила глава службы персонала. - Тебе этот прыжок будет оплачен, согласно общим расценкам. Ну, а если управишься раньше - то доберешь увольнительными.
Я подумал, и согласился. А зря. Не такие-то уж большие деньги там выходили, зато удлинял я себе цепь еще на один прыжок. Вот об этом я что-то как-то не подумал. Во время стоянок служба персонала занималась поиском жертвы на мое место. Я занимался оформлением договоров с компанией-разработчиком ПО процессинга карт и подготовкой программно-аппаратной базы. После того, как расходы на сервер процессинга были урезаны до минимума, я пребывал в тихом ужасе, представив, как оно все будет работать. Кроме этого пришлось провести несколько бесед с соискателями на мое место. Два кандидата вполне удовлетворяли всех. И меня, и руководство. Но один из них отказался от данной вакансии, после вводного инструктажа. Странно. Вроде ничего лишнего я не сболтнул. Да и сказал куда меньше, чем мой предшественник. Видать, парень просто включил мозги и поразмыслил логически. И, как вариант, у него были еще варианты, в отличие от меня. Кадровики долго и упорно его уламывали объяснить причину. Ага! Они не привыкли, чтоб им отказывали. «Мы служим на лучшем корабле Вселенной! Наш экипаж - самый лучший во всем Альянсе!» - таков их девиз. И, кажется, они действительно в это верят. Ну, в общем, парня они доканали, он и отправил им на электронку письмо с объяснениями, почему он не хочет служить на «лучшем корабле Вселенной». По итогам этого письма вздрючили меня. За разглашение конфиденциальной информации. Письмо, правда, мне никто почитать не дал. Ну и ладно. Ну и хрен с ними, со всеми. Меня больше волновало, что пришлось сдвинуть сроки внедрения проекта. И волновало это меня отнюдь не потому, что мы приближались к центральному сектору, а потому, что у мне из-за этого придется проторчать на этой посудине несколько дольше, нежели я сам рассчитывал.
…Пошла последняя неделя моей каторги. Во время очередной стоянки мы подобрали спеца с Земли. Для начала - парень пришел в шок от состояния программной части вычислительного комплекса. Фраза: «Как оно у вас все еще работает?», звучавшая от него с завидной регулярностью, вскоре утратила вопросительные интонации и превратилась в констатацию факта. Получалось, что мои предшественники при возникновении проблем с программными компонентами вместо того, чтоб устранять их, просто маскировали, лепили «заплатки», если говорить простым языком. И сейчас, когда мы произвели обновление, все эти заплатки послетали. Ситуация складывалась чудовищная. Бизнес на какой-то момент оказался фактически парализованным, Устраняя негативные последствия обновления в спешном порядке, я втайне злорадствовал. Когда я предупреждал о таких последствиях, меня никто не слушал. Что ж, пусть теперь огребают. Не мне уже все это разгребать. К концу первого дня работ, я уже четко представлял, что ждет «Галактик Гурман» после завершения работ, но предупреждать кого-либо не было никакого желания - я же крайним и остался бы. Второй день работ сводился к вводу в эксплуатацию нового сервера. Установка ПО, настройка, создание базы карт, и, наконец, ее заполнение. Когда мы бились над созданием файла экспорта номеров и балансов карт, появился очередной кандидат на мое место. Я благоразумно помалкивал. Уступил ему свое свой терминал и отправился писать список паролей. К вечеру список карт был готов. Но тут выяснилось, что у нас есть еще несколько карт. Землянин заявил, что у него в тз говорится только о двух типах. Конечно о двух. Когда я пытался выяснить, какие программы лояльности у нас действуют, то ни от кого не смог добиться внятного ответа. В итоге составил ТЗ, основываясь на тех данных, что были. Этот вопрос мы отложили и приступили к испытанию внедренного решения. Вроде бы отработало. Мой преемник ушел часам к шести вечера по корабельному времени, а мы с землянином продолжили испытания. Закончили работать часов в одиннадцать. Землянин вздохнул и сказал, что давненько не доводилось ему столько работать. И что ни у одной корпорации, которые им доводилось обслуживать, не было столько проблем. А там флоты не ограничивались одним судном, да и торговые секции у судов поболе будут. Мне вспомнился «Олрайт-15». Ну да, действительно, там в торговой секции «Галактик Гурман» целиком поместится. Вместе с двигателями и барным модулем.
День третий стал воистину судным днем. Весы отказывались принимать признавать штучный товар собственного производства (в целях экономии для этикетирования товара использовали весы, а не принтер этикеток), перестали проходить дисконтные карты сотрудников, и еще ряд других проблем, которые можно отнести к горящим.
Но вот работы были выполнены, и землянин отбыл. Я спокойно (насколько это было возможно) подготовился к увольнению. Подписал все документы, махнул рукой на небольшое депремирование задним числом. Правда, вот с прибытием на «Кассиопею» я затянул, а посему пришлось срочно брать курьерский корабль.
Сидя в тесной кабинке курьера, я наблюдал на обзорном экране, как быстро уменьшается «Галактик Гурман», и лишь когда курьер вошел в гипер-пространство, я с облегчением вздохнул. Я таки смог перепилить эти цепи. Я не ждал, что «Кассиопея» окажется раем небесным, но точно знал, что после «Галактик Гурман» служба на любом другом корабле будет казаться легкой.

02.01.2011

Проза

Previous post Next post
Up