Мечта: что это и зачем нам нужно? Часть 9. О чем мечтала Эмма Бовари

Feb 04, 2018 13:47

Тем, кто спросил бы, действительно ли случилась, как выражаются, эта история, мы бы ответили, что это не имеет значения. Если волею случая эта книга заключает в себе урок или совет, если события, о которых в ней идет речь, или чувства, вызываемые ею, не лишены смысла, то она достигла своей цели... Важно не то, чтобы история была правдивой, но чтобы она была истинной...”

В. Гюго "Отверженные"

На протяжении длительного времени мечты рассматривались, как правило, в негативном аспекте, как иллюзии, уводящие человека от реальности и побуждающие его совершать нелогичные действия, не самым благоприятным образом сказывающиеся на его жизни.

Такое представление о мечтах часто встречается в художественной литературе разных эпох и стран. Начиная с античности драматурги изображали мечтающего человека как героя, подверженного многочисленным бедам и страданиям, выражая к персонажам, склонным мечтать, сочувствие или осыпали их насмешками.

После выхода в свет в 1856 г. романа Гюстава Флобера "Госпожа Бовари", который стал в некотором роде знаковым произведением в эволюции представлений общественности о мечтах и мечтателях, появился термин "боваризм". Название этого состояния в 1921 г. дал Жюль де Готье по имени главной героини романа Г. Флобера "Госпожа Бовари" - Эммы Бовари. Жюль де Готье назвал боваризмом "умонастроение тех, кто тщится вообразить себя иным, нежели он есть в действительности" .

Кадр из фильма "Мадам Бовари" (1991 г.)




Современный отечественный психолог С.Ю. Головин определяет боваризм как термин, означающий "клиническое состояние, характерное потерей способности проводить четкую грань между действительностью и фантазией, склонность подменять реальное воображаемым. При этом воображаемый мир может иметь как положительную валентность ("грезы желаний"), так и отрицательную ("фантазии страхов"). Предрасположенность к таким нарушениям может проявляться уже в возрасте подростковом и юношеском, прежде всего - у интровертированных и эмоционально лабильных индивидов. При значительной выраженности этого состояния есть опасность появления аутизма".

Таким образом, боваризм характерен для индивидов, которые настолько увлекаются мечтаниями, что практически перестают различать грань между мечтами и действительностью. Мечта, какой бы иллюзорной она ни была, занимает центральное положение в жизни мечтателя, что подтверждается историей Эммы Бовари, изложенной французский писателем Г. Флобером.

Эмма Бовари - дочь фермера, с детства увлекалась романами о любви и приключениях.

"Там про любовь, там были одни только любовники, любовницы, преследуемые дамы, падающие без чувств в уединенных беседках, кучера, которых убивают на каждой станции, кони, которых загоняют на каждой странице, дремучие леса, сердечные тревоги, клятвы, рыдания, слезы и поцелуи, челны, озаренные лунным светом, соловьиное пение в рощах, герои, храбрые, как львы, кроткие, как агнцы, добродетельные донельзя, всегда безукоризненно одетые, слезоточивые, как урны".

"В детстве она прочла "Поля и Виргинию" и долго потом мечтала о бамбуковой хижине, о негре Доминго, о собаке Фидель, но больше всего о нежной дружбе с милым маленьким братцем, который срывал бы для нее красные плоды с громадных, выше колокольни, деревьев или бежал бы к ней по песку босиком, с птичьим гнездом в руках".

Популярные писатели романисты Вальтер Скотт и Альфонс де Ламартин сформировали у Эммы представления о том, что значит счастье и какой должна быть ее жизнь: полная страстей, как у героини романа "Айвенго" Ровены.

"Ехать бы шагом в почтовой карете с синими шелковыми шторами по крутому склону горы, слушать, как поет песню кучер, как звенят бубенчиками стада коз, как глухо шумит водопад и как всем этим звукам вторит горное эхо! Перед заходом солнца дышать бы на берегу залива ароматом лимонных деревьев, а вечером сидеть бы на террасе виллы вдвоем, рука в руке, смотреть на звезды и мечтать о будущем! Эмма думала, что есть такие места на земле, где счастье хорошо родится, - так иным растениям нужна особая почва, а на любой другой они принимаются с трудом. Как бы хотела она сейчас облокотиться на балконные перила в каком-нибудь швейцарском домике или укрыть свою печаль в шотландском коттедже, где с нею был бы только ее муж в черном бархатном фраке с длинными фалдами, в мягких сапожках, в треугольной шляпе и кружевных манжетах!"

По выражению А. Моруа: "Эмма ждет от жизни не того, что жизнь может ей дать, но того, что сулят авторы романов, поэты, художники и путешественники. Она верит в счастье, в необычайные страсти, в опьянение любовью, ибо эти слова, вычитанные в книгах, показались ей прекрасными. Она в детстве прочла "Поля и Виргинию" и долго потом мечтала о бамбуковой хижине; позднее она прочла Вальтера Скотта и начала бредить замками с зубчатыми башнями. Эмма не замечает подлинной красоты окружающей ее нормандской природы" .

Таким образом, действительность оказывается слишком далека от той социальной реальности, которую Эмма рисовала в своих мечтах.

Вместо статуса богатой аристократки и высокого положения в обществе, Эмма становится женой врача, вынужденной заниматься бытовыми вопросами, не соответствующими картине идеальной жизни ее мечты. Однако следует отметить, что Эмма выходит замуж за врача по доброй воле. В связи с этим интересно предположение Вольтера о том, что "женщины только и мечтают, что о любви красивого, молодого щедрого человека, но, будучи по натуре продажными и боязливыми, уступают, стремясь разбогатеть или спасти жизнь, и дряхлому инквизитору, и солдату" .
Не в силах примириться с реальностью, Эмма страдает, терзаемая неудовлетворенными потребностями.

Михаил Соломонович Майофис. Иллюстрация к роману "Госпожа Бовари" Г. Флобера.


"Ее раздражали неаккуратно поданное блюдо, неплотно запертая дверь, она страдала, оттого что у нее нет бархата, оттого что она несчастна, от несбыточности своих мечтаний, оттого что дома у нее тесно"

А. Моруа отметил по этому поводу: "Она могла бы обрести простое, но подлинное счастье, посвятив себя заботам о дочери, о доме, попытавшись мало-помалу преобразить облик своего мужа, который достаточно любит ее и потому пошел бы навстречу ее пожеланиям; она тянется к поэзии и могла бы наслаждаться поэзией окружающей природы, поэзией деревенской жизни. Однако Эмма не желает видеть того, что ее окружает. Она грезит о совсем иной жизни и не желает жить той жизнью, какая ей дана" .

Предпринимая попытки воплотить свои мечты в жизнь, женщина сталкивается с приземленными проблемами, ее мечты "как раненные ласточки, падают в грязь" . Разочарование и жизненные неурядицы приводят Эмму к самоубийству.

Как отмечает Андре Моруа в произведении "Литературные портреты", "истинный сюжет "Госпожи Бовари" - это все растущий разрыв между реальными обстоятельствами и мечтой. Эмма мечтает полюбить Тристана или Ланселота, а встречает она Родольфа - человека посредственного, затем Леона, который еще того хуже; в конце концов она попадает в лапы перекупщика Лере, в котором воплощена самая отвратительная действительность. Флобер наказывает свою героиню не столько за то, что она предавалась мечтам, сколько за то, что она попыталась осуществить свои мечты. До тех пор, пока она только грезит о любовниках в духе Вальтера Скотта и о шикарных нарядах, она всего лишь поэт; она отталкивает отвратительного Лере, который воплощает самые низменные соблазны жизни. Но едва она делает попытку сблизить мечту и реальность, едва она позволяет идеальному любовнику облечься в грубую оболочку, едва она решает заказать себе реальный плащ для воображаемого путешествия, она погибает, она попадает в руки Лере. Мечте уготована участь Заимфа из романа "Саламбо": человеку позволено боготворить священный покров, но тот, кто прикоснется к нему, погибает".

С. Брахман в предисловии к "Мадам Бовари" отмечает: "Личность Эммы Бовари и обстоятельства ее существования на первый взгляд вполне заурядны: детство на отцовской ферме, "прекрасное воспитание" в монастырской школе, житейские представления, вычитанные из расхожих романов, пошлая деревенская свадьба, скучный муж, праздная, скучная жизнь в захолустном городке, две любовные связи, мало отличающиеся одна от другой... Отчего же эта заурядная жизнь приводит к трагедии? Провинциальная дама, не блещущая ни особым интеллектом, ни образованностью, ни глубиной натуры, обладает одним свойством, выделяющим ее из общества "мокриц",- она, по словам автора, "не умеет быть счастливой". Не в силах примириться с прозой жизни, Эмма бьется и мечется, как птица в клетке, охваченная смутной тоской по идеалу, жаждой чего-то необыкновенного, прекрасного, высоких чувств, великой любви. В сущности, ее томит то самое ощущение разрыва между мечтой и действительностью, которое, составляло драму романтических героев, и ощущение это не становится менее мучительным оттого, что "снижено", что его испытывает обыкновенная мещаночка, жена деревенского лекаря. Неудовлетворенность жизнью заставляет госпожу Бовари цепляться все за новые иллюзии: она силится полюбить мужа, по, стыдясь его вульгарности, "решила, что ошиблась"; на мгновение увлекается радостью материнства, по тут же охладевает к ребенку; тщится найти утешение в религии, но грубость и пошлость священника убивает в ней веру; она ищет идеального "родства душ" с учеником нотариуса, хочет видеть байронического героя в провинциальном донжуане, готова влюбиться в оперного тенора; ее терзают воспоминания о единственном в ее жизни бале в дворянском замке, видения "вечного праздника" недоступного Парижа. Вся жизнь Эммы - это цепь разочарований, - "внутренний голос шептал ей, что она жертва какого-то грандиозного обмана". И в конце романа, перед самой катастрофой, во внезапном озарении ей открывается тщета всех усилий, неосуществимость прекрасной мечты: "Да и не стоит искать - все на свете обман! За каждой улыбкой кроется зевок от скуки, за каждой радостью - горе, за наслаждением - пресыщение, и даже от самых жарких поцелуев остается лишь неутоляемая жажда еще более упоительных ласк".

Роман "Госпожа Бовари" вызвал широкий общественный резонанс. После опубликования романа автор и издатели были обвинены в оскорблении морали и вместе с редактором журнала "Ревю де Пари", в котором с 1 октября по 15 декабря 1856 г. печатался роман, привлечены к суду в январе 1857 г. Скандальная известность произведения сделала его популярным, а оправдательный приговор от 7 февраля 1857 г. сделал возможным последовавшее в том же году опубликование романа отдельной книгой. Столь острый интерес к произведению был вызван тем, что представленные в романе взгляды на проблемы мечты отразили господствующее в обществе мнение о бессмысленности, глупости и вреде мечтаний.

В дальнейшем Бовари стало именем нарицательным, встав в один ряд с понятиями "Дон Кихот" и "донкихотство".

Источники
Моруа А. Литературные портреты. - М.: Прогресс, 1970. - 453 с.
Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/89439/read, свободный.
Флобер Г. Госпожа Бовари: роман; повести; лексикон прописных истин. - М.: Художетсвенная литература, 1989.

Мечта, Наука, Франция

Previous post Next post
Up