Цифровые тахографы: инструкция к применению

Nov 03, 2015 13:41

С 1 апреля 2014 года стала обязательной установка тахографов на грузовики и автобусы. Основные цели введения тахографов: снижение аварийности на дорогах, отслеживание положения транспортных средств в пути, контроль работы водителей. Но среди предпринимателей и водителей до сих пор возникают споры по поводу необходимости их установки, связанные, в основном, с непониманием технологии.




В состоянии утомления снижается острота зрения, сужается поле зрения, ухудшается глубинное зрение, нарушаются точность и координация движений, увеличивается время реакций, понижается автоматизация навыков, учащается пульс, повышается кровяное давление, теряется чувство скорости, возникают апатия, вялость, нарушается готовность к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Как итог - сохранение достаточно высокой работоспособности водителей является важнейшим фактором в обеспечении безопасности дорожного движения. Степень утомления зависит от продолжительности работы. Чем больше рабочий день водителя, тем утомление сильнее, больше вероятность ошибок за рулём. Статистикой установлена прямая зависимость между временем управления автомобилем и количеством ДТП.

Для предупреждения управления автомобилем водителями в состоянии утомления и профилактики переутомления важнейшее значение имеет рациональный режим труда и отдыха, под которым понимается такая организация трудовой деятельности, которая обеспечивает сохранение достаточно высокой работоспособности в течение рабочей смены, недели, месяца и года. В настоящее время для решения поставленных задач подразделениями Госавтоинспекции при выполнении контрольных, надзорных функций в сфере безопасности дорожного движения одной из важнейших процедур является контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей. А помогает его контролировать именно тахограф.

Несомненно, уже многие предприниматели поняли, что лучше не спорить с законом. Но вопрос остаётся за водителями. Всё же электронный тахограф - прибор не из простых, и при его использовании часто возникают проблемы. Так давайте разберёмся, как правильно им пользоваться. Это мне наглядно рассказали и показали в компании Citipoint, которая как раз занимается установкой, обслуживанием и ремонтом тахографов в Твери.

Начнём с простых правил:

1. В начале рабочей смены водитель должен вставить, индивидуальную карту водителя для тахографа, в соответствующий «первый» слот прибора чипом вверх. После установки карты необходимо ввести её pin-код (если pin -код ввести неправильно несколько раз, то карта будет заблокирована). Дальнейшая разблокировка возможна вводом PUK-кода который должен идти в конверте вместе с картой.

Если экипаж транспортного средства состоит из двух водителей, то второй водитель также должен вставить свою карту водителя в соответствующий второй слот тахографа Ввод pin-кода также необходим.

Карты водителей имеют ограниченный срок действия. Соответственно до истечения срока действия карты необходимо позаботится о получении новой карты, иначе можно получить штраф за вождение без карты водителя.

При установке карты водителя, на дисплее тахографа отображается ФИО владельца карты, если на дисплее не появилось никакой информации то, возможно, карта вставлена не до конца. Необходимо проверить правильность установки карты (установка сопровождается характерным щелчком).

!!! Если тахограф не читает карту или выдает её обратно, необходимо обратиться в сервисный центр. При этом, если экипаж находится в пути, то он все равно должен в течении 7 дней отремонтировать тахограф в специальной мастерской, а до этого времени вносить соответствующие записи на ленту тахографа вручную подписывая данные личной подписью.







2. После установки карты водителя в тахограф необходимо внести данные о том, где находился водитель до начала рабочей смены: отдыхал (режим «отдых» на тахографе), либо был занят другой работой (режим «работа»).

Далее, после ввода всех данных, водитель начинает движение. Некоторые режимы труда и отдыха фиксируются тахографом автоматически. Например, при включенном зажигании всегда будет включен режим «работа» вне зависимости от того, едет автомобиль или нет.

!!! На дисплее тахографа вы можете наблюдать текущий режим деятельности водителя. (Либо соответствующая надпись, либо пиктограмма) В начале движения тахограф автоматически включает режим «вождение».

3. После остановки транспортного средства, водитель обязан проверить текущий режим на дисплее тахографа. Выключив зажигание, тахограф автоматически перейдет в режим «отдых», либо водитель производит переключение в данный режим вручную, нажатием соответствующей клавиши (зависит от модели тахографа).

4. По окончании рабочей смены, водитель должен вынуть свою карту, нажатием на соответствующую клавишу (или на саму карту).

Теперь поговорим о печати данных.

Одно из обязательных условий использования цифрового тахографа - возможность печати и предоставления его данных, находящихся в памяти устройства. Наличие бумаги в самом тахографе, а также двух запасных рулонов, является обязательным условием для обеспечения правильной работы тахографа. Отсутствие бумаги равносильно неисправности самого прибора. А теперь посмотрим, как произвести печать данных:

1. Необходимо войти в основное меню тахографа. Вход, как правило, осуществляется клавишами «Enter» либо «Ok».

2. В меню необходимо выбрать раздел "печать" (чаще всего он расположен в начале меню).

3. Следом необходимо выбрать тип печати данных: либо по автомобилю, либо по карте водителя. Разница здесь в том, что печать данных по автомобилю показывает все действия связанные с транспортным средством, а печать данных по карте водителя, показывает действия конкретного водителя.

Далее выбор зависит от печати желаемых данных. Основными запрашиваемыми данными являются: «Технические данные ТС»; «Работа» соблюдение режимов труда и отдыха; «События и ошибки» все события происшедшие при работе тахографа, в том числе отключения питания, вождение без вставленной карты, превышение времени вождения; «Тахограмма» график скорости движения ТС; и прочее.

!!! При выборе печати данных по соблюдению режимов труда и отдыха, водитель обязан выбрать запрашиваемую из последних 28 дней дату для печати.







Ну и ещё важно помнить, что цифровой тахограф - штука капризная. Прибор тонкий, и не любит внешних воздействий. Крайне ревнив к резким перепадам напряжения и просто не переваривает воды, поэтому проливать на него ничего нельзя - прибор сразу выйдет из строя. А ремонт в итоге влетит в копеечку.

Кстати говоря, что касается выгрузки данных (как с тахографа, так и с карты), произвести её можно и с помощью цифровых приборов. Правда, этого в пути не сделаешь, и функция больше подходит для предпринимателей, осуществляющих контроль за деятельностью своих подчинённых.







Ну а в Твери сделать это можно в мастерской компании Citipoint. И что любопытно, здесь же можно и отследить свой автомобиль в режиме "онлайн". Такую возможность предоставляет тахограф в сочетании с системами спутниковой навигации (GPS и ГЛОНАСС). Система покажет практически всё: маршрут машины, время в пути, соблюдение режима труда и отдыха. Даже расход топлива и заправку можно увидеть на графике, выведенном на монитор.










Вообщем, современные технологии прочно становятся на страже безопасности дорожного движения, и избегать их смысла никакого нет. Просто надо познакомиться с приборами поближе.

техника, пдд, авто

Previous post Next post
Up