Неизвестные из Пушкинского музея.

May 01, 2022 00:52


В продолжение темы неизвестных военных на картинах неизвестных художников неизвестной половины неизвестного XIX века.

В альбоме 1987г. «А. С. Пушкин и его время в изобразительном искусстве первой половины XIX века» есть довольно симпатичная картина неизвестного художника «Обучение солдат в провинциальном городе», начало XIX века.





Я уже приводил ее здесь.   Как мы помним, в советское время пушкинистика, лермонтоведение и декабристы были своеобразной лазейкой для более подробного изучения истории Русской армии и униформологии, чем по большинству других эпох и тем.

На таком размере и качестве рисунка было трудно, если не невозможно,  определить приборный цвет. Но просматривалось скорее что-то синеватое или зеленоватое, нежели красное-малиновое-розовое или желтое. Это сузило поиск до Лейб-кирасирского Его Величества полка (голубой), Глуховского (синий), Стародубовского (голубой) и Малороссийского (зеленый).



Худ. Р. Кнотель, Кирасиры Малороссийского и Екатеринославского полков, 1814г. Худ. Л.И. Киль, обер-офицер Малороссийского и рядовой Орденского кирасирских полков, 1815-16гг.



На конном офицере каска с плоским плюмажем, а не пышным «круглым» или «свисающим», что дает нам даты с 1808-10 по 1827 годы. Лампасы на рейтузах сужают датировку нижней границы до 1814 года. В одном из приказов по Орденскому полку той эпохи указывалось носить ботфорты выше колен.

Центральным же персонажем картины фактически является храм. Скорее всего это даже собор, он изображен очень подробно и, наверняка, может быть найден на других изображениях или существует до сих пор, решил я. Вырисовывался следующий алгоритм поиска: узнать места расквартирования указанных выше полков в 1810-20е годы, загуглить соответствующие соборы, определить город. Пересечение дат, места и предполагаемого приборного цвета даст нам с большой долей вероятности название конкретного полка.

Задача, прямо скажем, сложная и со множеством подводных камней. Например, выяснить дислокацию непросто. Не по всем полкам есть хорошие данные в справочниках или книгах, полковые истории у кого-то весьма подробные, у других - краткие, а многие вообще не успели написать их до революции. Да и в интернете, вопреки распространенному мнению, далеко не все можно найти.

Собор мог не сохраниться или перестроен. Но начинать с чего-то все равно надо - хороший повод перечитать-поискать-почитать мемуары, полковые истории, статьи современных и не очень исследователей… Многое освежилось в памяти, много нашлось нового, всплыла информация по другим темам, появился ряд новых идей… Тем более что и сам процесс поиска приносит удовольствие. Пара храмов показалась даже похожими, но все-таки не этот.

И как часто бывает, прорыв произошел нечаянно и в перпендикулярном направлении. Практически случайно я вбил полную подпись данной картины из альбома, почти не надеясь, ведь я уже искал информацию по ней и раньше. Но внезапно поисковик выдал две ссылки - одну на меня же, а другую на статью 2019г. в «Курской правде». Как собственно я и рассчитывал - что для одних неизвестно, то для других краеведение. Но почему эта статья не попадалась мне раньше?! Таковы гримасы интернета: что-то находится чуть ли не случайно, а другое не выдается даже по прямому точному запросу. И это не первый и не единственный случай.



На картине много эпизодов изображения бытовых сцен. На фоне храма прихожане выясняют отношения, не стесняясь рукоприкладства. Полковая лошадь взбрыкнула, «поцеловав копытом» лающую собаку. Зеваки наблюдают за действиями на плацу. Взметнувшиеся от звона колоколов птицы и выходящие из храма люди свидетельствуют о том, что служба в храме только что закончилась.

Итак, это Спасо-Преображенский храм г. Курска, видны Народное училище, Благородное собрание, Покровский и Георгиевский храмы, а также строящийся Знаменский монастырь «который возводился с 1816 по 1826 год. На иллюстрации еще нет двух колоколен, на одной из которых впоследствии были установлены куранты европейских мастеров. Это позволило историкам утверждать: картина написана до 1820 года».



Акварель в хорошем качестве и удалось лучше рассмотреть детали. Похоже, все-таки зеленый приборный цвет, хотя может быть и черный.





Лошадь лягнула собаку. Справа адъютант с аксельбантом.

«Что касается действия, развернувшегося на площади, - это самая обычная для армии тех времен муштра солдат, потому что рядом с храмом находились казармы. На картине много эпизодов изображения бытовых сцен, обычных для провинциального города того времени. На фоне храма прихожане выясняют отношения, не стесняясь рукоприкладства. Полковая лошадь взбрыкнула, «поцеловав копытом» лающую собаку. Мы видим и зевак, наблюдающих за действиями на плацу. Взметнувшиеся от звона колоколов птицы и выходящие из храма люди свидетельствуют о том, что служба в храме только что закончилась».

В 1817-1825гг. в Курске и его окрестностях была расквартирована 3я кирасирская дивизия. В ее состав входили Орденский (до 1844г. полк равно именовался и Орденским, и Военного Ордена), Малороссийский, Стародубовский и Новгородский кирасирские полки.

Курск, даты, приборный цвет - все сходится. Таким образом, акварель можно атрибутировать как «Пешее учение кирасиров в Курске», конец 1810х годов. Полк, скорее всего, или зеленые Малороссийские или, менее вероятно, черные Орденские кирасиры.

Искусство, Русская армия

Previous post Next post
Up