К - Карантин.

Jan 31, 2021 15:42


В воспоминаниях русского генерала Ф.П. Рерберга приводится история, могущая показаться современным читателям интересной.

После подавления Боксерского восстания в Китае, русские войска возвращались морем через порты Черного моря. В Гонконге были обнаружены чумные заболевания и, чтобы не занести чуму в Россию, в частности в такой большой город как Одесса, было приказано пароходы с Дальнего Востока направлять в Феодосию, где был обширный карантин. Подполковник Рерберг, в числе прочих, был отправлен туда организовать разгрузку, прохождение через карантин и последующую отправку по железной дороге прибывающих частей.







Первые пароходы были Добровольного флота «Кострома» и французский «Виль де Таматав», поэтому в план подготовки работ входило и знакомство с французским консулом г. Бертраном. Именно на ужине у него, примерно в 11 вечера, офицеры стали свидетелями, как в бухту при лунном освещении входит бесшумно огромный силуэт большого океанского парохода. Затем всплеск воды перед носом корабля, лязганье цепей, из-под носа взвился столб белой пены… И вновь наступила тишина.



Феодосия, мыс Св. Ильи ночью.

На следующий день рано утром офицеры вместе с начальником карантина на большой шлюпке карантинной стражи отправились к пароходу «Кострома». Бравый унтер-офицер длиннейшими щипцами принял переданные с парохода документы. Их отправили в дезинфекционную камеру. После обеззараживания прочли и стало ясно, что никакой чумы на пароходе нет, подозрительных больных тоже.



"Кострома" (1888-1913). В 1905г. госпитальное судно "Кострома" участвовало в Цусимском сражении.

Тогда на пароход поехали врачи и после осмотра всех помещений разрешили начать выгрузку людей в карантин. Через три дня «Кострома» была освобождена, очищена и отпущена. Люди пропущены через бани, одежда - через дезинфекционные камеры, карантинный и таможенный осмотр, после чего они были посажены в вагоны и отправлены по назначению в свои уезды.



"Кострома" в 1900г.

Карантин был очищен для приема второго парохода «Виль де Таматав». На нем возвращался первый эшелон знаменитой 4й «железной» стрелковой бригады.



"VILLE DE TAMATAVE" (1898-1924) в разные годы.

Поэтому в Феодосию приехало много разного начальства, включая военного министра Куропаткина и командующего войсками Одесского ВО графа Мусин-Пушкина.  Рерберг ненавидит Куропаткина, поэтому не жалеет красок при описании его действий: «И вот тут произошел факт совершенно недопустимый среди людей культурных.  Куропаткин интересовался не деловой стороной дела, а внешней, парадной; ему желательно было разыграть картину, в которой он будет первым лицом, и притом, как можно скорее: поэтому он приказал принять «Таматаву» не в карантин, а прямо в порт, к городским и железнодорожным набережным. Когда пароход ошвартовался, было приказано сводить роты на берег для молебна и парада. Не пропуская через карантин ни людей, ни их одежду, ни их вещи, Куропаткин вывел весь эшелон на берег, в черте города. Явилось духовенство, певчие. Было торжественное молебствие, затем речи, батальоны кричали «ура», музыка гремела, народ стоял кругом и любовался картиною. Затем, после церемониального марша, эшелон вновь возвратился на пароход, после чего малыми командами отправлялся в карантин мыться, беря с собою небольшое количество вещей. После мытья и «дезинфекции» люди возвращались на пароход, на котором оставалась большая часть всего имущества, не пропущенного через камеры. Когда вся эта формалистика и комедия были закончены, то Куропаткин повел этот пароход в Ливадию, представлять эшелон Государю. Как было назвать описанный поступок военного министра? Руководство делом или игрою «в солдатики», с нарушением по существу карантинных правил и с риском занести чумную бациллу в Россию!»



"Батавия"

Далее Рерберг участвовал в разгрузке «Батавии», «с мостика которой Вильгельм II говорил своим войскам напутственное слово, законченное знаменитыми словами «Кайн пардон».

В январе пришлось проявить полное напряжение всех сил - прибыл английский пароход «Сити оф Сицилиан» с эшелоном стрелков. Согласно контракту его надо было разгрузить за 24 часа, иначе будет начислена неустойка 20 тысяч фунтов. Обычно, работая днем, пароход в среднем разгружался трое суток. Работая днем и ночью, удалось уложиться в 19 часов, бумаги были заготовлены заранее, во всех инстанциях было строго заверено время начала и конца работ. Для казны было спасено 200 тыс. рублей.



"Сити оф Сицилиан" не нашел. Возможно речь идет о просто "Сицилиане" (1899-1925), использовавшимся как войсковой транспорт в годы англо-бурской войны.



Полковник Ф.П. Рерберг, командир 3го гренадерского Перновского полка, с офицерами Лейб-Гвардии Кексгольмского полка во время празднеств по случаю совместного 200-летнего юбилея полков, Москва, июнь 1910г. В мемуарах Рерберг с юмором пишет, что к этому времени он и другие подняли уже достаточно приветственных и ответных тостов, и с утра он даже не помнил про это фотографирование. Но по снимкам не скажешь, что офицеры пьяны. Перновцы проявили себя гостеприимными хозяевами и никто не совершил ничего предосудительного.

русский флот, Русская армия

Previous post Next post
Up