Кинопошив-3.

Mar 27, 2020 03:16


Продолжаем тему вымышленной униформы в советском кинематографе 1970-80х гг. Предыдущие части: Первая («В зоне особого внимания», «Ответный ход»), Вторая («Одиночное плавание», крашенный камуфляж)

На сей раз поговорим о безумных покроях, отражающих представления художников по костюму  и консультантов о крутом, красивом или фантастическом, в которых преломлялись отголоски реальности, зависти или мечты.





Иностранную военную одежду в фильмах, помимо крашенного камуфляжа или абстрактных рубашек\брюк\шорт  песочного\бежевого\защитного цвета, частенько изображали обычная советская форма или специально пошитые образцы.



«Мерседес» уходит от погони» (1980), «Попугай говорящий на идиш» (1990)

Возьмем первый случай. В фильме про Великую Отечественную войну «Мерседес» уходит от погони» (1980) советская разведгруппа, изображающая немцев, одета в обычные двухцветные маскхалаты, и даже на касках такой чехол.

«Попугай говорящий на идиш» (1990) - английские коммандос в бутане.



"Акция" (1987).

В принципе, современные на тот момент маскхалаты часто изображали и советскую форму времен Великой Отечественной войны. В рисунках камуфляжей тогда не особо разбирались, пятнистый и ладно. Как мы помним, режиссеров и художников по костюмам волновала больше некрасивая мешковатость. Вот, например, в фильме «Акция» (1987) они доработали костюм карманами и молнией.

А вот пример специально пошитой «иностранной формы».



"Двойной капкан" (1985).

Следователь: - "А эта рубашка, откуда она у тебя?"
Фарцовщик: - "Купил"
- А ты знаешь, что это не простая рубашка, а обмундирование американских солдат.
- Ну и что, зато красивая.
- Сколько тебе лет?
- Семнадцать.
- Много, соображать пора… Kто продает тебе эти штучки, кто… Постой, ты про Сонгми слыхал?
- Нет.
- Нет… Сонгми - это маленькая вьетнамская деревушка. Была… A теперь ее нет, потому что парни в таких вот рубашках сожгли ее дотла.

На настоящую форму Вьетнамской войны рубашка, конечно, не похожа. Зато имеет традиционные для кинопошива «крутости» - кнопки, ремешочки, странного покроя карманы. Еще раз она появляется в фильме «Родные берега» (1988г) на иранском офицере. Азербайджанфильм и Рижская киностудия далековато друг от друга, или их пошили несколько?



«Родные берега» (1988)

А вот как изображена форма наемников в Африке в "Возвращении резидента" (1982).



"Возвращение резидента" (1982)

Опять карманы - со срезанными углами и клапанами, открытыми пуговицами, внутренней складкой.



"Возвращение резидента" (1982)

Для пущей вычурности карманы на штанах пришиты ниже колена, что абсолютно неудобно и не логично. Скорее всего, за основу были взяты ранние погранцовки и немного переделаны. А в сериале «ТАСС уполномочен заявить» (1984) похоже и не переделаны.



«ТАСС уполномочен заявить» (1984).

У наемников видны тельняшки, а в роли «фруктового салата» на груди африканского генерала советские планки))). Верхний ряд: «В память 800-летия Москвы» и две «За безупречную службу» III степени (за 10 лет службы) - видимо он служил 20 лет))). Нижний ряд:«За взятие Будапешта», что-то не совсем понятное (Ушаков, Нахимов, оборона Кавказа?), «За освобождение Праги», еще одна, только перевернутая, «В память 800-летия Москвы» и «50 лет Вооружённых Сил СССР».

Итак, карманы… И тут мы начинаем понимать, что это может быть не просто киноукрашательством или влиянием моды, а отголосками реальной проблемы. Карманов на советской форме долгое время не хватало, что и породило: во-первых, самошив; во-вторых, довольно нестандартные решения, когда их все-таки стали вводить. Дорвались. Некоторые реальные образцы не  менее безумны, чем кинопошив.

На ранних погранцовках были сдвоенные узкие карманы на груди и отдельный карман для магазина на брюках. В ВДВ набедренные карманы прошивались на две секции под магазины. Можно вспомнить кармашки под стропорезы на мабутах и летных костюмах, кнопки, полукольца, несимметричное или не совсем удобное расположение и т.д. ...



Самошивные карманы. ВДВ 1970х и Афган.



ИПП, пришитые на рукав, Афганистан, 1984г.



В мемуарах встречаются описания типа «мы нашили на форму дополнительные карманы для гранат и магазинов» (перед штурмом дворца Амина, кстати). Вверху - офицер ВДВ не стал мелочиться и нашил подсумки от РД. Снова ИПП на рукаве. Внизу - самошивные карманы и перешив КЗМ и КЗС.



А вот и настоящая пограничная форма, уже упоминавшаяся выше.

Нехватка породила то, что иностранная форма казалась излишне «обкарманенной», поэтому и изображали ее соответствующе, а во-вторых, карманы, ассоциировавшиеся с удобством и нестандартом, а стало быть, крутостью и красотой, перекочевали в фантастические фильмы для изображения формы будущего. Кнопки и молнии из этой же серии - отчасти порождение моды, отчасти реально использовались. Но в полевых условиях они менее удобны, чем обычные пуговицы, так что остались, в основном, на летной одежде авиаторов. Ну а разного рода ремешочки, накладки, кольца это, конечно, больше мода и киноукрашательство.

Апофеозом военной киномоды 1980х является, наверное, «Сафари №6» (1990).



Футуристического покроя куртки с крутыми блестящими кнопками и клепками.



Полукольца на карманах и спине. Шлевки на воротнике, даже страшно представить для чего.



Какие-то накладки на плечах и погоны на рукаве. Первая мысль - отстегнулся и свисает с плеча, но нет. Вторая - есть ремешки-погончики, чтобы придерживать засученный рукав. Тоже нет. Вещь в себе, чисто для красоты, даже звания у них отображаются не на нем, а на клапане левого кармана.



Маскировочный эффект данной одежды невелик. Авторы явно вдохновлялись стилем Афганской войны (белесые выгоревшие афганки) и дембельскими понятиями о крутизне (чем вещь застираннее, тем ты дольше служил, тем ты старше и опытнее) - но только в Афгане-то это маскировало, а вот в лесу...



Парадная форма начальства представляет собой какую-то пижаму с псевдо-гусарскими шнурами и аксельбантом. Женская - отличается только миниюбкой вместо брюк.

В униформологическом смысле к нему близко «Подземелье ведьм» (1990) по Киру Булычеву.



«Подземелье ведьм» (1990)

Космическую научную фантастику я не собирался затрагивать, по крайней мере, пока, но тенденция налицо, и видно, что многие решения совпадают. Общая атмосфера аллинеса разухабистости и красивого раздолбайства, кстати, тоже схожа. С другой стороны, униформа здесь более разнообразная и ее принципы продуманы гораздо лучше, хотя в фильме это и не играет большой роли.



Рубашка с несимметричными карманами - правый обычный, левый на полуклапане-полупогоне. Неизменные модные кнопки. на сей раз крашенные в цвет одежды. Нашивки - с именем и фамилией и флаг СССР. Усиление на плечах здесь приобретает смысл, видно, что большая часть рубашки из "рыхлого" материала.



Цвет их одежды маскирует в тех условиях, хотя они и не военные. Различные виды рубашек. Шорты. Брюкошорты на кнопках у женщины. Назатыльник.



Различные нашивки. Еще одна рубаха с несимметричным расположением карманов. Левый обычный, справа один на молнии и один косой.

Так же идейным наследником «Сафари» является фильм «Экватор» (2007) - в униформологическом смысле, конечно же, а не по содержанию. Кнопки, люверсы, переусложненный покрой карманов, брюкошорты, ремешочки…

Но он уже не представляет исторического интереса (хотя возможно и будет рассмотрен в одном из следующих постов), - ибо выдуманная киноформа 1970-80х, как мы с вами неоднократно убедились, имела в основе реальные образцы и тенденции, была одновременно порождением моды и сама же ее формировала, и в этом смысле является «настоящей».

Карманы, нашивки, различные изменения покроя и усовершенствования ради удобства и красоты, да даже «пятнистость» - всё это мечты и запросы, часть из которых была впоследствии воплощена, хотя многое и не прижилось.

Униформология, кино

Previous post Next post
Up