В продолжение
предыдущего поста - не давали мне покоя те самые «рабочие», которых было в санитарном корпусе больше «свободных» индусов. В результате нашел еще пару-тройку статей по истории этого подразделения. Так и есть - их добровольчество было довольно относительным. Заодно уточнился и вопрос о названии подразделения.
Индийский корпус скорой помощи (Indian Ambulance Corps) встречается в документах южноафриканских архивов и корреспонденции Ганди.
Натальский добровольческий индийский корпус скорой помощи (Natal Volunteer Indian Ambulance Corps) в бумагах военного ведомства и документах о награждении медалью.
Индийский корпус санитаров-носильщиков(Indian Stretcher Bearer (или просто Bearer) Corps) - в ряде воспоминаний. Но это видимо уже просторечие либо аберрация памяти - так он назывался в 1906г, а не в 1900. Неразбериха, в том числе и в подписях к фотографиям и гравюрам, таким образом, не удивительна…
Индийская диаспора в Дурбане была достаточно многочисленной и разнообразной - от зажиточных и респектабельных негоциантов до разнорабочих-кули. С началом войны индийская община Дурбана помогала тысячам беженцев-индусов с севера Наталя, купцы вложились в фонд Женской патриотической лиги, созданный местными колонистами для помощи раненым солдатам и волонтерам, а также пожертвовали материалы, которые индийские женщины обычно использовали для наволочек и платков. Не обошлось и без дискуссий - индусы, попадавшие под писаные и неписанные дискриминационные законы, не испытывали особого восторга ни по поводу британцев, ни по поводу буров.
В конце концов, большинству все же пришлась по душе идея М.К.Ганди о демонстрации верноподданности и равноправия индусов путем добровольной вспомогательной службы с прицелом на будущие политические преференции. Предложению Ганди услуг британскому правительству предшествовало собрание около 100 индийцев 16 октября 1899г. Видимо они и упоминаются в письме Ганди, как «англоязычные индусы Дурбана», не имеющие военной подготовки, но образованные и готовые «бесплатно» выполнять необходимые задания. Что касается их занятий - то в списках добровольцев и награжденных упоминаются - клерки, фермеры, лавочники, есть счетовод, фотограф, и даже директор и учитель школы. Один записан как «джентльмен». Сам Ганди (и еще один индус)- барристер (адвокат). Кстати в документах Ганди числится как рядовой носильщик, хотя именно он и был основным организатором, а вот в 1906г. при награждении следующей медалью - уже как сержант-майор.
Фотографии носильщиков более позднего времени (1905-06гг) для колорита.
Ланселот Паркер Бут (1850-1925) впоследствии служил и в Первую мировую войну - временным капитаном RAMC (медслужбы) в Южноафриканском туземном рабочем корпусе, а позже в Южноафрикаском военном госпитале в Ричмонде.
Но вернемся к нашим рабочим-кули, а в ряде документов они именно так и называются. В письме Перси Ф. Кларенса, суперинтенданта корпуса, к главному инженеру Департамента общественных работ 12 декабря 1899г. отмечается, что ответственность сахарных плантаций весьма высока и поместье Шир прислало 64 человека, Маунт Эджкомб (Маршалл Кэмпбелл) - 200 человек и сирдаров, Рейнолдс в Умзинто - 100 человек, 3 сирдара и 1 субнадзиратель (мр Шеффер), Саттон и Кларксон из Дурбана - 14 человек и сирдара и тп. Сирдар в данном контексте «староста, бригадир».
Не получили они и медалей - как известно их было выдано по разным данным около 30-40, что почти совпадает с числом «лидеров» корпуса. А термин «надсмотрщик, надзиратель» есть даже среди наградных документов.