Ромео и Джульетта по-пуштунски, или Елена Пуштунская.

Jul 17, 2018 22:05


В 1936-39гг на Северо-Западной Границе происходили очередные беспорядки, а впрочем, когда они прекращались. Это восстание против британского владычества стало звездным часом для Факира из Ипи (Мирзали Хан, 1897-1960), и было вызвано дальнейшим усилением англичан на Границе, строительством новых дорог и фортов, и, чуть ли, не планами разоружения племен. Трепетно горцы относились и к сохранению своих традиций и религиозных порядков, часто вступавших в противоречие с законами. Последней каплей стал инцидент с «Ислам Биби» - историей похищения девушки-индуистки. Причем в данном случае это было именно «похищение» - по любви и совместному сговору, но привело к войне. Ромео и Джульетта по-пуштунски и Елена Троянская в одном флаконе.





Похищение девушек и молодых женщин давний красивый обычай было типичным явлением , в соседнем районе жених украл члена партии в 1923г. даже была похищена 17-летняя англичанка Молли Эллис, а ее родители убиты. Колониальная администрация отреагировала жестко - под угрозой прекращения выплат субсидий, девушку немедленно вернули. Селение похитителя было уничтожено, а поля вокруг перепаханы и засыпаны солью. Так как виновника торжества сначала не хотели выдавать, а затем помогли сбежать в Афганистан, бомбардировке авиацией подверглись многие селения в Тирахе, а беспорядки длились до 1925г.



Сейчас же события и вовсе привели в восстанию и войне. Итак, в начале 1936г. 15-летняя индуистская девушка Рам Каур (Каури, Кори) из Джанду Хель, Банну, влюбилась в Амир Нур Али Шаха, сеида из этой же деревни. Их чувства были так сильны, что в ночь с 4 на 5 марта 1936г., они сбежали в другую деревню, Пак Исмаил Хель, Суррани, и укрылись у брата матери «похитителя». В этот же день, 5 марта, она пошла в местную мечеть, где приняла мусульманство и тут же произошёл никах (бракосочетание), причем свидетелями выступали местные ламбардары (знать, старейшины). Молодые оставались здесь несколько дней.

Тем временем Манса Деви, мать Рам Каури, написала заявление в полицию. Та не стала предпринимать резких действий, по их данным «похищение» было добровольным. Старший брат жениха, Амир Абдулла Шах, пошел на переговоры с матерью и дядей девушки, чтобы прекратить уголовное преследование. Обе стороны пришли к соглашению, что если девушку вернут матери, то они заберут заявление. 23 марта этот договор был даже подписан.

Но тут в дело вступила невеста. Она, теперь с новым именем Маржана, и прозванием Ислам Биби, наотрез отказалась возвращаться, заявив: «Я лучше умру, чем покину мужа, и ни при каких обстоятельствах не вернусь к родителям и в индуизм». Не согласен был и муж. В этих условиях было решено бежать в Южный Вазиристан, а там и Афганистан, подальше от британских законов. Возможно, это планировалось изначально. Попытаться договориться, может получится , а нет - показать, что мы-то были согласны, но они сбежали. Молодожены, а также Джамала, мачеха жениха, со своим 3,5 летним сыном, плюс еще один родственник Халим Хан, решили уехать в Танк 24 марта 1936г. Но тут сработала полиция. В Горивале автомобиль, на котором они ехали, был остановлен, все арестованы и препровождены в тюрьму г.Банну.

К этому времени уже нарастал конфликт между религиозными общинами - похищение иноверцем, отказ от своей религии, посягательство на древние обычаи, - дело приобретало политический оттенок. Попахивало очередным бунтом, и полиция и войска в Банну были приведены в боевую готовность.  На 7 апреля 1936г был назначен суд. Накануне, 6 апреля, толпа, примерно в 2000 мусульман, окружила бунгало капитана Кобба, комиссара полиции в Банну, скандируя лозунги и требуя выдать Ислам Биби их общине. Давление шло и со стороны местной знати, передать ее им на поруки. А в день суда пришло письмо от Факира из Шевы, Северный Вазиристан, с откровенными угрозами. Индусы не отставали и также требовали вернуть девушку семье. Во время суда дороги были для безопасности перекрыты, в здание пускали только работников и участников суда, на улицы выведены войска, включая легкие танки в ключевых местах города.

Рам Каури было решено держать в тюрьме, для ее собственной и общественной безопасности. Позже ее навестили Кобб и представители местной знати с обоих сторон. Она в очередной раз подтвердила и подписала, что все делала по доброй воле, без принуждения и хочет вернуться к мужу. С учетом того, что она не собиралась возвращаться к матери, было решено поселить ее у хана Бахадур Гулам Хайдер Хана, члена Заксобрания, благонадежного уважаемого знатного человека, в день объявления приговора ее привез сын хана на машине.

Итак, настал заключительный день суда, 25 апреля 1936г. и все услышали решение капитана Кобба. На момент событий 5 марта, Рам Каур была несовершеннолетней, 15 лет 4 месяцев и 8 дней от роду, и без разрешения матери в брак она не может вступать до совершеннолетия, то есть  до 27 октября 1936г. Показания о добровольности «похищения» и вступления в брак не имеют силы, так как статья 363 гласит, что должно быть согласие законного опекуна в случае похищения несовершеннолетнего. В связи с этим обвиняемый признан виновным и приговаривается к 2 годам заключения. Помощники признаны соучастниками похищения и получили один- 1 год, и двое по 2 года. Миссис Джамала (мачеха) оштрафована на 50 рупий.

После этого приговоренных отвезли в Харипурскую тюрьму, Хазара, а Рам Каури - в дом Бахадур Хана. Что делать с ней дальше было не совсем понятно, и лишь в августе было принято решение. В ночь с 20 на 21 августа представители власти и 200 полицейских окружили деревню Бахадур Гулам Хайдер Хана, на всякий случай была приведена в боевую готовность Баннусская бригада. В 10 утра Кобб постучал в двери хану и попросил выдать девушку. Видя, что они окружены со всех сторон превосходящими силами, хану и его сыну ничего не оставалось, как согласиться без сопротивления.

Похищенную невесту отдали матери и дяде в бунгало комиссара Кобба, в ту же ночь лидер индуистской общины отвез их на личной автомашине в Хошиарпур. Позже было объявлено, что она вновь перешла в индуизм и не хочет к мужу. Однако сын хана Тадж Али Хан и Джамала, ездившие в Хошиарпур, рассказывали, что заявление делала не настоящая Рам Каури, а какая-то другая девушка. Однако власти их не послушали. В августе 1937г. пошли упорные слухи, что настоящая Рам Каури умерла: не выдержав насилия со стороны индуистской общины, приняла яд и была тайно сожжена индусами. В 1945г. Амир Нур Али Шах уехал из Банну, веря, что она может быть жива, и он найдет ее. Его местонахождение и судьба остались неизвестными.

В общем, что там было на самом деле, трудно понять.  Зато краткосрочные последствия превзошли все ожидания. Вместо парочки бунтов, или взаимной резни общин, разразилась полномасштабная минивойна - официально до 1939г, а фактически Вазиристан тлел и всю Вторую мировую, и до 1947г.

Хитрая юридическая казуистика, и, судя по всему, желание спустить дело на тормозах, не впечатлили горцев. Отнять жену,  у пуштуна означало нанести ему и его роду смертельное оскорбление. Поэтому все племена Вазиристана выступили против того, чтобы отдавать Рам Каури. К тому же создавался опасный прецедент - ибо многие имели жен, приобретенных подобным образом.  Причин ненавидеть инглези было множество, теперь они пришли и за нашими женщинами, доколе!

Воспользовавшись всеобщим возмущением пуштунов Вазиристана, религиозный лидер тори-хель Мирзали Хан (Факир из Ипи) в 1936 г. решил начать восстание против Англии. В 1933 г. он со своим лашкаром (отрядом, «дружиной»)  участвовал в нападении на Хост, в результате чего его популярность значительно возросла как в самом Вазиристане, так и в Южной провинции Афганистана. С этого времени он становится одним из самых влиятельных мусульманских богословов в Хайсорской долине, часть земель которой принадлежала тори-хель и масудам.



Эта территория из-за сопротивления горцев все еще оставалась закрытой для англичан. В связи с этим британские власти в феврале 1935 г. навязали тори-хель договор о строительстве нового форта и дороги в Хайсорской долине. А в середине февраля 1936 г. ввели в этот район свои войска. С этого момента земли тори-хель стали центром подготовки мощного антибританского восстания. Случай с Рам Каури лишь ускорил его начало.

Как только британские власти потребовали вернуть похищенную девушку, Факир из Ипи призвал вазиров совершить рейд на г. Банну. Но весной 1936 г. его поддержали только дауры, из которых он сформировал лашкар и двинулся к административной границе. Даже тори-хель в то время не хотели выступать против Англии, не желая терять сотни тысяч рупий, которые им выплачивали британские власти, а также надеясь, что все рассосется само собой. Но силовой и демонстративный возврат девушки окончательно вызвал всеобщее негодование.

Наступил звездный час для Факира из Ипи. Он написал воззвание к населению Вазиристана, в котором призвал пуштунов выступить в защиту веры. В короткий срок ему, к ужасу англичан, удалось создать союз племен Северного Вазиристана и возглавить крупномасштабное восстание против Великобритании.

Северо-Западная Граница

Previous post Next post
Up