В 1964г. самым знаменитым туземцем Центрального Нагорья в Южном Вьетнаме был переводчик по прозвищу Ковбой. В июне того года его увидел журналист Дэн Форд и запечатлел в своей повести «Инцидент в Мак Ва», а в 1978г. сняли фильм по ее мотивам «Иди скажи спартанцам», после которого многие ветераны были убеждены, что персонаж Эвана Кима это именно «их» Ковбой, настолько был распространен такой типаж. Но неповторимым оригиналом был все же конкретный и довольно известный в определенных кругах человек. «Азиатская версия ковбоя Мальборо», его, пожалуй, знал каждый «зеленый берет».
В кино его сделали вьетнамцем Нгуеном, который «знает английский, французский, китайский и 75 вьетских диалектов».
Нет, это не он (а справа вообще женщина, Леди Тигр, тоже знаменитая личность). Фотографию реального Филипа приведем позже.
Крутой, стильно одевающийся, жестокий, держался очень прямо, гордо и импозантно, производя впечатление. Дэн Форд пишет, что Ковбой запомнился ему одного с ним роста, хотя умом-то прекрасно понимает, что тот был гораздо ниже. «Модель 3\5 индейца Чокто», по редким фотографиям видно, что его рост был примерно 5 футов 5 дюймов (165 см).
А вот кстати журналист и писатель Дэниэл Форд во время своего путешествия по Вьетнаму в 1964г.
Мать Филипа была знатная девушка из рода Мло народности раде из деревни Буонлампан. Это окрестности Буонметхуота - столицы провинции Даклак с 1909г. Город был также известен также как «кофейная столица» и неофициальная столица тхыонгов (горцев, монтаньяров), а название переводится как «Деревня отца Тхуота». Вьетнамцы считали горцев дикарями и варварами, а французы, наоборот, старались опираться на них и поддерживали. Классическое «разделяй и властвуй».
В XX веке горцы приобщились к цивилизации.
Отцом его, предположительно, был яванский рабочий со строительства дорог, развернутого колониальными властями в 1930е годы, хотя позднее некоторым нравилось думать, что француз. У раде были довольно свободные нравы в этом смысле, хотя обычно и старались выходить замуж за отца ребенка. Наследование и принятие фамилии шло по материнской линии, в дом переезжал также жених, а не невеста.
Мальчик родился в 1936г. и получил имя Й Кдруин Мло, где Й и Мло- обозначение представителя мужского пола семейства Мло, а Кдруин - личное имя. Его отчим служил водителем у последнего императора Вьетнама Бао Дая, у которого в районе «кофейной столицы» был охотничий домик и «Гранд Бунгало» для гостей.
Охотничий домик Бао Дая до 1955 года, позже штаб-квартира MAAG. Сгорел из-за неосторожности во время приготовления пищи 17 декабря 1969 года.
В общем, детство Кдруина прошло в довольно привилегированной семье и относительно спокойно, несмотря на бушующие вокруг бурные события Второй мировой, а затем начавшейся Войны за независимость. Он учился 6 лет в школьной группе Антомарки (Groupe Scholaire Antomarchi - смесь детского сада и начальной школы) и два года в колледже Сабатье - основанной в 1947г. средней школе для воспитания дружественных Франции элит из горцев раде, джарай и других племен. Здесь его все знали, и по документам он числился, под переделанным на французский манер именем Филипп Друэн, и запомнили как избалованного и драчливого ребенка. А еще у Филиппа был мотоцикл - неслыханная роскошь в те времена в тех местах!
После школы он служил в армии, но неизвестно в каком батальоне, возможно, парашютном, вроде в Камбодже (тогда, быть может, 1er BPK - 1й парашютный кхмерский? Менее вероятно, какая-нибудь CIP или бавуан), и, похоже, отчим забрал его из части раньше положенного срока. Надо учитывать, что впоследствии Филипп много хвастался и преувеличивал, а где-то наоборот скрывал факты своей биографии, так что судить трудно. Но почти наверняка можно утверждать, что уже тогда он проникся идеями горского национализма, а, возможно, даже стал членом, ну или как минимум, слышал о тямско-кхмерском Фронте освобождения нагорья. То есть в своем самосознании он был в первую очередь горцем и лишь потом - раде, и точно не считал себя вьетнамцем.
Когда Франция проиграла свою Индокитайскую войну в 1954г., Кдруину было 18 лет. Французы ушли, но Вьетнам раскололся на две части, назревали новые проблемы и новая война. К традиционному антагонизму горцев и вьетнамцев добавилась дискриминационная и репрессивная политика Нго Динь Дьема, и переселение сюда вьетнамских беженцев с Севера.
Горцы банар и раде организовали Фронт освобождения монтаньяров. В 1958г. к ним присоединились джараи и кохо, движение стало называться «Баджарака», акроним по названиям племен. От мирных средств горцы постепенно стали переходить к более активным действиям, некоторые даже примкнули к коммунистическому Национальному фронту освобождения Южного Вьетнама. В конце концов, после ряда расколов-объединений-переименований возник Объединённый фронт освобождения угнетённых народов (ФУЛРО), просуществовавший до 1990х гг.
Чем занимался Филипп в 1950е неизвестно, но в 1961г. 25-летний горец записался водителем грузовика в отряд самообороны. «Эксперимент Буоненао» начинающейся программы Гражданских нерегулярных групп обороны (CIDG). Вскоре его назначат переводчиком - он прекрасно говорил по-французски, чуть хуже знал английский и вьетнамский, разбирался в местных наречиях. А фактически он будет тренировать местных и как инструктор. Есть более сдержанные воспоминания - родным языком для него был эде (раде), мог объясняться с вьетнамцами, знал английский, ну и по умолчанию, конечно же, французский.
Отряды в Буоненао в первой половине 1962г. получили 1060 карабинов М-1, 1950 «Спрингфилдов», 1840 датских и шведских пистолетов-пулеметов и 450 пулеметов, пистолетов, дробовиков и пр. На этом этапе у Кдруина был «Шведский К». Для того периода, это было пожалуй самое популярное оружие среди советников - дешевый, маленький и легкий, точный на коротких дистанциях, нечувствительный к грязи. Тот факт, что он выбрал именно этот пистолет-пулемет, говорит, что вероятно он уже неплохо разбирался в оружии к тому времени.
Позднее будет много разговоров о том, что «ярды» (сокращение от «монтаняр(д)ов» - горцев по французски) прирожденные воины, и все что нужно, это дать ярду карабин М-1 и показать в какой стороне вьетконговцы. Однако на начальном этапе все было не так - советники отмечали плохую подготовку, запуганность, да и просто не доверяли горцам. Среди них могло быть много симпатизирующих коммунистам или просто ведущих свой бизнес. Например, после стрельбы от бойцов самообороны требовали сдавать гильзы - мера, направленная на предотвращение продажи или передачи боеприпасов на сторону, с небольшой поправкой на «латунь» действительно потерявшуюся в кустарниках и траве.
Продолжение следует.