Если вы дирижёр-хоровик, у вас практически нет шансов узнать, предположим, сонату для гитары Антонио Хосе. А если гитарист, то вам не светит ознакомиться с сонатой для тромбона и фортепиано Штепана Шулека. Знания инструменталистов редко простираются далее репертуара собственного инструмента плюс кое-что из фортепино и избранное для орекестра.
Мне же в этом плане повезло. Мой своеобразный мультиинструментализм и дирижёрское образование забрасывают меня туда, где невозможно встретить коллег ни по одному из этих направлений.
Дак вот соната Шулека для тромбона и фортепиано.
Я давненько перестал систематически употреблять музыку, полагаясь на случайные знакомства и неожиданности.
С данной вещицей я познакомился на мастер-классе Джозефа Алесси, и она подарила мне любимое мною чувство обновления и свежести. Это когда вас уже ничего не радует из старых записей, а разобраться в многообразии нового не представяется возможным.
Соната эта - ярчайший образец романтической пьесы на обломках романтизма. После этого только мрак и ужас додекафонии, алеаторики и т.д.
Кстати, заголовок её - «Vox Gabrieli». C моими ничтожными познаниями в латыни я толкую это как «Голос Гавриила». Что, в свою очередь, отсылает нас к Благовествованию. Знатоки латыни и Шулека, поправьте меня, если это не так.
Сначала вы встретитесь с необъяснимой красоты захватывающей мелодией. Она тем более прекрасна, что существует с материалом фортепиано как будто в двух разных измерениях. Но вместе они создают совершенно незабываемую картину.
Серединка имеет повествовательный характер, течет неспешно и не представляет для слушателя никаких особых опасностей.
Но за пару минут до конца музыка тромбона вдруг проваливается в тар-тарары и оборачивается настоящим землетрясением. В итоге мы слышим начальный материал с захватывающим дух скачком вверх и неистовым аккомпанементом из жестких аккордов и неумолимым минорным трезвучием в конце.
Click to view