Владимир Путин со своими донецкими любимцами создал аналог «Росукрэнерго» на рынке зерновых. Таким образом, Россия получила доступ к рынку зерна Украины, которая входит в пятерку крупнейших экспортеров зерна в мире.
Прошлым летом было много разговоров о некоем союзе Украины и России на зерновом рынке. Дескать, в мире продовольственный кризис, потому крупнейшие игроки от такого объединения могут иметь немалую выгоду - речь шла о диктате цен на зерновые в мире. Но разговоры тогда завершились ничем. По крайней мере, официальных сообщений о российско-украинском зерновом конгломерате не было.
Вместе с тем произошло иное. Недавно «Украiнський тиждень» исследовал процесс монополизации украинского рынка псевдогосударственной фирмой «Хлеб Инвестбуд» (ХИБ) (см. № 52/2010). Хотя министр аграрной политики и продовольствия Украины Николай Присяжнюк и притворялся, будто государственная компания «Хлеб Украины» имеет 61-процентную долю в уставном капитале ХИБа, тем не менее, официальные документы, которые получил «Украiнський тиждень», наглядно удостоверили: с августа 2010 года государство не контролирует главного, с недавних пор, зернотрейдера. Де-юре им руководит общество с ограниченной ответственностью «Каласар», корни которого связаны с бизнес-средой Николая Присяжнюка. «Украiнський тиждень» продолжил исследование в этом направлении и выяснил, что ниточки ведут еще дальше - в Россию.
Итак, владельцами ООО «Каласар» являются
Александр Козырев (через которого прослеживается связь с енакиевской бизнес-группой) и кипрский оффшор Genetechma Fіnance Lіmіted. Они имеют по 50% в уставном капитале. Обычно исследовать владельцев кипрских фирм очень тяжело. Но оказалось, что в этом случае хозяева не особо и прятались. Кипрская Genetechma является дочерней компанией люксембургской Bellevue Іndustrіes Sarl. Последняя, в свою очередь, является «дочуркой» ОАО «Вэб-лизинг», которая является непосредственно дочерней фирмой российского «Внешэкономбанка». А главой наблюдательного совета финучреждения является российский премьер министр Владимир Путин.
Ситуация такова. ХИБ, который министр из Енакиева Присяжнюк считает государственным, на самом деле контролирует частная компания, в которой енакиевцы и банк Путина имеют равные доли. Но в «Росукрэнерго» украинские олигархи Дмитрий Фирташ и его партнер Иван Фурсин тоже владели 50%, остальное контролировал «Газпром». Наверное, все помнят, к чему привело это детище Леонида Кучмы и Владимира Путина, которое творчески развилось во времена Виктора Ющенко: контроль над газовым балансом Украины оказался в руках Газпрома на все 100%. Именно из Белокаменной Киеву диктуют цену и количество газа, которое Украина должна приобрести.
Экспансия
Для лучшего понимания ситуации нелишним будет напомнить, что представляет собой «Внешэкономбанк» Путина. Именно на него Россия возложила миссию обслуживания внешних долгов, которые достались Кремлю в наследство от Советского Союза. Именно этот банк президент Путин десять лет тому избрал как финансовое учреждение, которое должно было сопровождать осуществление структурных реформ в стране. Именно он ныне распоряжается пенсионными накоплениями всех россиян. Т.е. имеет мощнейшую ресурсную базу на всем постсоветском пространстве. Четыре года назад Владимир Путин создал на базе «Внешэкономбанка» государственную корпорацию «Банк развития и внешнеэкономической деятельности». С того времени ВЭБ стал главным агентом Кремля на внешних рынках.
«Внешэкономбанк» уже успел проявить свою экспансионистскую политику и в Украине. Последний финансовый кризис начался с падения одного из крупнейших украинских финучреждений - Проминвестбанка, который технически «положили» рейдерской атакой, нагнетая панику среди вкладчиков. Банк «спас» ВЭБ, который за небольшие деньги завладел 99% акций Проминвеста.
В прошлом году «Внешэкономбанк» обслуживал сделку по купле-продаже одного из крупнейших металлургических предприятий на Украине - «Запорожстали». Засветился он и в исчезновении с олигархической карты Украины Виталия Гайдука и Сергея Таруты.
Накануне смены власти - с оранжевой на бело-голубую - протимошенковские бизнесмены были вынуждены передать контроль над своим «Индустриальным союзом Донбасса» группе российских инвесторов. Финансирование этой сделки также осуществлялось через ВЭБ.
Бешеные деньги
Теперь легкие деньги банк Путина нашел на зерновом рынке Украины. Прошлым летом государство потеряло контроль над «Хлеб Инвестбудом», но вместе с тем избрало именно эту компанию государственным зернотрейдером. ХИБ получил контракт на закупку в Украине 5 млн т зерновых на 7 млрд грн (в среднем 1,4 тыс. грн за тонну).
Со временем эта же фирма получила львиную долю квот на экспорт зерновых. Вследствие этого мощные транснациональные корпорации, которые годами работали в нашем государстве, были отодвинуты, а то и совсем отстранены от зернового бизнеса. Учитывая такую монополизацию рынка, украинские аграрии были вынуждены продавать зерно «Хлеб Инвестбуду» по указанной им цене.
Т.е. дешево. Теперь государственный экспортер перепродает внутри Украины это же зерно дороже. Так что деятельность «Хлеб Инвестбуда» на отечественном зерновом рынке также можно считать одной из причин исчезновения из полок магазинов дешевой муки и возможного повышения цен на хлеб.
При этом бизнесмены так хорошо ощутили вкус победы, что хотят еще больше углубиться в амбары аграриев. В феврале Аграрный фонд решил закупить у ХИБа три партии зерна: 769,639 тыс. т, 895,214 тыс. т и 1030,28 тыс. т. Вообще для своевременного формирования государственного интервенционного фонда покупается по меньшей мере 2,7 млн т. Только по одному из этих контрактов Аграрный фонд получил разрешение Минэкономики заплатить ХИБу 1,55 млрд грн. Поэтому независимо от того, о какой из трех партий зерна идет речь, цена будет выше закупочной - 1,4 тыс. грн за тонну.
Очевидно, что именно от владельца кармана, в который будут поступать прибыли от этой сделки, кураторы украинского зернового рынка будут получать указания, когда, кому и за сколько продавать зерно. Сама Россия по поводу засушливого лета 2010-го закрыла свой экспорт до середины 2011-го. Украина подражала примеру «старшего брата» и тоже фактически заблокировала вывоз зерна за границу, хотя наш прошлогодний урожай на уровне 40 млн т зерновых вполне дает возможность есть самим и кормить остальной мир. Закрытие экспорта из Украины и России - а это одни из крупнейших мировых производителей зерна - провоцирует подорожание пшеницы во всем мире. Выход на мировой рынок с зерном на пике его цены (тем более получив его на внутреннем рынке задешево) обещает сверхприбыли. Можно даже получить контроль над какой-то страной, которая ради хлеба в контексте мирового продовольственного кризиса будет «принуждена к миру», как любит высказываться Владимир Владимирович.
Досье
Банк Путина
Основная задача «Внешэкономбанка» (ВЭБ) в экономической политике Кремля - обслуживание внешних операций крупных российских предприятий, т.е. фактически он является инструментом осуществления российской экономической экспансии. С недавних пор ВЭБ, главой наблюдательного совета которого является Владимир Путин, активно поддерживает российских субъектов в Украине. В 2009-2010 годах банк обслуживал операции, связанные, в частности, с приобретением российскими структурами «Индустриального союза Донбасса», «Запорожстали» и т.п.. В 2009 году ВЭБ сконцентрировал 93,84% акций Проминвестбанка. Можно ожидать, что именно через это финучреждение РФ внесет средства на интеграцию стратегических украинских предприятий и областей с российскими. В частности, речь идет о ее инвестициях в достройку реакторов на Хмельницкой АЭС, авиационной области, инфраструктурных проектах, в частности сооружении Керченского моста
http://www.ut.net.ua/Politics/18051