Когда заходит речь о событиях вековой давности, оценки историков начинают мутировать с невероятной быстротой. Оно и понятно - живых свидетелей событий уже не найдешь, а документы легко "теряются". Однако в начале ХХI века объектом искажения стала и история не столь отдаленная - учитывая, что сейчас многие люди узнают об исторических событиях из художественных фильмов, "снятых на основе реальных событий", а не из книг - представляется вполне возможным скормить обывателю исторический фаст-фуд. Попросту говоря, выдать ложь за правду.
Одним из ярких примеров стал х/ф "Сволочи", получивший приз MTV как "лучший российский фильм 2007 г.".
Из
комментариев Гоблина о церемонии вручения приза:
Вручать награду за лучший фильм вышел Владимир Меньшов - весьма толковый режиссёр и актёр, лауреат «Оскара». Открыв конверт и прочитав название фильма-победителя (это оказался - сюрприз! - фильм Сволочи), режиссёр Меньшов сказал, что не собирается вручать награду фильму, который позорит его страну. После чего бросил конверт на пол и ушёл. Многие зрители потянулись прочь из зала.
На моей памяти это вообще первый случай, когда представитель нашей творческой элиты не побоялся публично (что важно) назвать вещи своими именами. И совершенно прав в том, что не следует вообще привлекать внимание к идеологическим помоям. Тем более - не следует «давать премии».
В основу сценария художественного фильма Сволочи положена заведомая ложь о том, как во время войны НКВД отлавливал подростков из числа малолетних преступников, готовил из них диверсантов и забрасывал в немецкий тыл на верную смерть.
Ложь эту придумал сценарист Кунин, каковой изначально утверждал, что лично он, Кунин, был в таком лагере, что лично из него, Кунина, советская власть готовила убийцу, и что лично он, Кунин, заброшенный в немецкий тыл, отважно выполнил задание, чудом выжил и чудом же вернулся обратно.
Как только гениальные сценарные задумки были озвучены, матёрому убийце Кунину и его друзьям подробно разъяснили, что ничего подобного в родной стране никогда не было.
Центр общественных связей ФСБ России сообщает, что в архивах ФСБ России и Комитета национальной безопасности Республики Казахстан каких-либо материалов, подтверждающих существование в системе органов НКВД-НКГБ такого рода «детских диверсионных школ», аналогичных описанной в повести «Сволочи», не имеется. Архивных документов о спецоперациях по заброске диверсионных групп из числа подростков советскими органами госбезопасности в тыл противника в годы Великой Отечественной войны нет.
В то же время, ФСБ России располагает документальными материалами о практике использования детей в диверсионных целях спецслужбами фашистской Германии. В ФСБ России хранятся документы о немецкой школе по подготовке диверсантов из подростков, организованной Абверкомандой-203 в июле 1943 года в населенном пункте Гемфурт возле города Кассель (Германия). Согласно архивным материалам, для обучения в школе сотрудники абвера производили вербовку детей, находившихся на оккупированной территории в детских домах в городах Орша и Смоленск.
То есть на самом деле всё было так: диверсантов из советских детей готовил немецкий Абвер. Наших детей засылали к нам - немецкие фашисты, напавшие на нас с целью зачистки «жизненного пространства» от русских. А русские своих детей из немецких лагерей выручали и переправляли на родину, спасая от фашистов.
Но сценаристу Кунину хочется, чтобы всё было наоборот! Чтобы это русские скоты убивали своих собственных детей. Чтобы русские скоты выглядели в сто раз гаже и отвратительнее фашистов. Такова задача настоящего отечественного творца. И что с того, что на самом деле такого не было? Не было - зато могло быть!!!
Недаром в русском языке "без памяти" означает "без сознания": потерять память, сознание означает потерять способность ясно мыслить, чувствовать (говорят также "лишиться чувств"), понимать, что с тобой происходит. Когда человек находится "в здравом уме и в здравой памяти", то он сам хозяин своей судьбы, сам себе голова. А как впал в беспамятство - так любой может делать с ним все, что пожелает. Точно так же и народ. Без памяти народной он становится игрушкой в руках других народов, у которых с памятью дела обстоят получше. Правильно говорят: "Каждый работает на себя в меру своего понимания. А в меру своего непонимания работает на других, тех, кто понимает больше". "Помнить" и "понимать" - это не простое созвучие. За ним стоит причинно-следственная связь. Помнишь - значит понимаешь.