К разговору о красных плащах и палках

Aug 16, 2014 12:44

По итогам вчерашнего обсуждения захотелось отдельно выделить особенности спартанской армии - то, в чём она была если не уникальна, то превосходила другие греческие. Так сказать, результаты пресловутого "спартанского воспитания" (подробности о котором см. в тематической литературе, её много).



Список не претендует на полноту, его можно расширять.

Итак: 1) Упор именно на строевой, а не на индивидуальный бой. По Геродоту, в единоборстве спартанцы не отличаются от других ("я не стану утверждать, что могу сражаться ни с десятью, ни с двумя противниками, а добровольно я не вступил бы даже в единоборство"), зато в строю они "доблестней всех на свете" (VII. 104).

2) Общая физподготовка бойцов. "Нелегко найти людей, которые были бы здоровее и сильнее спартанцев, потому что они одинаково развивают и ноги, и руки, и шею" (Xen. Lac. V. 8).

3) Внутренняя структура. Базовая единица - эномотия, грубо 32 человека (прямоугольник 4 в ширину на 8 в глубину, причём 8 рядов - стандартная глубина классической фаланги). 4 эномотии составляли пентекостеру, 4 пентекостеры - лох, несколько лохов формировали армию (тут делаю паузу и пропускаю все эти узкоспециальные дискуссионные вопросы о точной численности этих подразделений в разное время, появлении новых и пр.). Уже в эномотии, как сообщает Ксенофонт, было "всё, что нужно" (Lac. XI. 5), т.е. она могла действовать автономно. По словам Фукидида, "войско лакедемонян, за исключением небольшой части, состоит из начальников над начальниками и забота об исполнении лежит на многих"; команды передаются по иерархической цепочке снизу вверх от царя до эномотарха, выполняются чётко и оперативно (V. 66. 2-4).

Отсюда хорошая управляемость и слаженность действий, возможность быстро перестраиваться из походной колонны в фалангу (Lac. XI. 8) и совершать сложные манёвры на поле боя (Xen. Hell. IV. 2. 20; 3. 18 и т.д.). Сюда же и фирменный строевой шаг, о котором говорит Фукидид: "...лакедемоняне медленно, в такт воинственной песни, исполняемой многими, размещающимися между воинами, флейтистами, не в силу религиозного обычая, но для того, чтобы все подвигались вперед одинаковым мерным шагом и чтобы не разрывалась боевая линия, как часто случается с большими войсками при атаке" (V. 70). Чтобы не нарушать строй и не терять управление армией, спартанцы не преследовали разбитого отступающего противника далеко (V. 73. 4).

4) Дисциплина. Геродот отметил страх спартанцев перед законами Ликурга, которые запрещали бежать с поля боя и предписывали держаться до конца (VII. 104). Ксенофонт отдельно подчёркивает, как относились в спартанском обществе к трусам (Lac. IX) - так что следовало "даже в случае, если смешаются ряды, сражаться в том же строе с неприятелем" (Lac. XI. 7). Собственно, и при Сфактерии спартанцы намеревались продолжать бой (Thuc. IV. 33. 1), хотя одни лишь афинские гоплиты превосходили их числом почти вдвое (800 против 420; IV. 31. 1), не считая разных там лучников, пельтастов, мессенцев и пр. (32. 2). Сражение было прекращено, когда командир спартанцев был убит, а его заместитель тяжело ранен; при этом оставшиеся запросили Центр о том, как им быть, и Центр ответил уклончиво: да как хотите (38. 3). Т.к. законы требовали слушаться командиров и вести правильный бой, а ни правильного боя, ни командиров не было, возникла своего рода "правовая коллизия": вроде как не Фермопилы, не с варварами война, так что приказа "стоять насмерть" (и быть расстрелянными, т.е. умереть недостойной смертью) никто не отдал. Пленные (в т.ч. 120 спартиатов) потом вернулись на родину по Никиеву миру (Thuc. V. 24. 2).

5) Устройство военного лагеря, постоянная боеготовность и физические упражнения, невозможность застать армию врасплох (Xen. Lac. XII).

При этом, как отметил сам Ксенофонт, спартанцы не делали в военном отношении ничего особенного - все их хитрости и приёмы при желании можно было освоить, другое дело, что желающих не находилось. К тому же в полном смысле "хранителями спартанского духа"тм являлась только спартиаты, привилегированная каста, - именно их касались законы Ликурга, именно они подлежали "фирменному" обучению, но их число в V - IV вв. неуклонно сокращалось (т. наз. "олигантропия"). Так что в IV в. за ними по большому счёту остались только командирские должности, и неизвестно, что к тому времени реально сохранилось от отлаженной военной машины времён архаики. С другой стороны, громкая слава спартанской армии в какой-то степени пережила её саму. Знаменитое "Бесслёзное сражение", когда противник не выдержал психической атаки и побежал, а спартанцы не потеряли никого (Xen. VII. 1. 31-32) состоялось в 368 г. до н.э. - уже на закате спартанской истории.

varia

Previous post Next post
Up