Как я провел лето-2: Ticket to Ride Europe

Apr 15, 2010 04:04

Этот пост является продолжением моего рассказа о поездке в Канны (начало см. тут). В нем пойдет речь о том, как можно сэкономить при путешествии на железнодорожном транспорте по Европе, и с какими рисками при этом нужно считаться.

...На прошлый день рождения Володя - мой одноклассник - подарил мне настольную игру под названием "Ticket to Ride Europe". Ее суть состоит в том, что игроки должны прокладывать железнодорожные маршруты между европейскими городами. Тот, кто в условиях конкуренции проложит больше всего маршрутов, побеждает. Игроки находятся в состоянии трейд-оффа: начинать длинные маршруты опасно, поскольку можно не успеть их закончить; короткие же маршруты приносят мало очков. Кроме того, длинные маршруты труднее состыковывать: конкурент помешает соединить два участка - и все твои планы рухнули.

Во время поездки в Канны я неоднократно вспоминал эту игру. С очень уж похожими проблемами пришлось столкнуться при составлении маршрута поездки. Можно было не париться и купить билет в вагон Москва-Париж, а потом доехать на TGV прямиком до Канн. Однако такое путешествие обошлось бы примерно в 1700-1800 евро, что превышало выделенный нам организаторами бюджет в 1000 евро. Конечно, всегда можно доплатить из своего кармана, но вкус победы в конкурсе становится менее сладким, если поездка оказывается сильно платной. Поэтому было решено изучить альтернативные варианты. Оказалось, что можно сэкономить довольно приличную сумму, если правильно подойти к делу.

Но обо всем по порядку. Начнем с определений. В Европе билет на поезд, как правило, состоит из двух составляющих. Первая составляющая - это, собственно, билет. Он дает право перемещения на поезде из пункта A в пункт B. Вторая составляющая - это reservation. До сих пор не могу определиться, как это лучше перевести на русский язык, будем называть reservation бронью. Бронь дает право на конкретное место в поезде, будь это сидячее место или лежачее. Бронь обязательно покупать для проезда во всех поездах, кроме региональных (аналогов наших электричек). Стоимость брони колеблется в пределах 20-35% от стоимости билета.

Билет вам продадут всегда и везде, в любой железнодорожной кассе на любой участок дороги. Именно при покупке билета открываются обширные возможности для экономии. Нередко различные компании проводят рекламные акции, снижая стоимость проезда на отдельных маршрутах в несколько раз. Поэтому если жить в Европе и задаться целью съездить погулять в соседнюю страну, то можно спокойно ловить скидки крупных железнодорожных перевозчиков. Однако для путешествий на длинные расстояния такой метод не годится, так как вряд ли одновременно могут быть снижены цены на всех участках от Лиссабона до Копенгагена.

Для поездок на длинные расстояния выгодно покупать проездные билеты. Например, для граждан стран Европы таким проездным билетом является InterRail. Это именно «ticket to ride Europe». Такой билет дает право проезда по любой железной дороге стран, входящих в это соглашение (фактически, это Европа минус СНГ минус Албания плюс Северная Африка плюс Турция). Существуют разные разновидности билета InterRail: на месяц, на 15 дней и т.д. Мы покупали билет InterRail, действующий в течение любых 5 дней на наш выбор внутри выбранного нами отрезка из десяти подряд идущих дней. Для молодых (а в Европе молодыми считают людей до 26 лет) такой билет можно купить за 159 евро (здесь и далее, говоря о ценах, мы будем иметь ввиду проезд во 2-м классе). Это была наша самая дорогая покупка.

InterRail - это хорошо, но есть одна проблема: бронь нужно покупать отдельно. Вопрос цены при этом оказывается отнюдь не главным: бронь на сидячие места стоит не более 10 евро (чаще речь идет о 3-5 евро), а бронь на лежачие места в ночных поездах стоит до 30-40 евро. Сложность в другом: в отличие от билетов, не существует универсального механизма покупки брони. В каждой стране действуют свои правила. Проще всего с Германией: если станция отправления или станция назначения находится на территории Германии, то бронь на такой поезд можно купить через Интернет на сайте Дойче Банка Дойче Бана и распечатать самому на принтере! Кстати, публично признаюсь в любви к сайту Дойче Бана - информация о поездах по всей Европе, размещенная на этом сайте немецких железных дорог, ни разу нас не подвела - все совпадало с точностью до минуты! С другими странами все гораздо сложнее. Скажем, во Франции на вокзале у меня не получилось купить бронь на поезд Венеция-Вена. Пришлось сначала приехать в Италию, а уже после этого забронировать билет на этот поезд. В этом кроется основная опасность путешествия без брони - в один прекрасный момент нужной брони может не оказаться. Мы столкнулись с такой ситуацией полтора раза. Больно столкнулись в Кельне, когда брони на запланированный нами поезд до Парижа уже не оказалось, в результате чего пришлось покупать дорогущий билет за полную стоимость на Thalys за 105 евро (была альтернатива - ждать полдня до вечера, но у нас была забронирована гостиница в Париже на этот день). Не очень больно столкнулись в Париже, когда все французы в пятницу вечером собрались на юг, и брони на прямой поезд до Канн не оказалось. Пришлось пожертвовать 16-ю часами в Париже, и ранним пятничным утром отправиться в Канны транзитом через Марсель. Во всех остальных случаях у нас получалось купить бронь на поезд в город i+1, приехав в город i. Экономия при таком способе путешествия оказалась весьма существенной. Даже с учетом непредвиденных расходов мы потратили на все про все примерно 1000 евро (ср. с 1800 евро, в которые обошелся бы прямой поезд). Мораль: путешествуя по Европе, взвешивайте риски и пользуйтесь проездными билетами.

И в завершение длинного рассказа бонус для дочитавших до конца - фотография всех билетов и броней, привезенных из этой поездки :)

Previous post Next post
Up