Тема крайне важная для меня - и для студентов, конечно. Боюсь растянуть и понаговорить лишнего - однако мне она кажется ещё более интересной и востребованной, чем даже национальные признаки письма. Попробую начать с отдельных элементов, которые глаз сразу отмечает - и поискать их прототипы в сохранившихся фрагментах античной архитектуры. Даже и не знаю, заботиться ли о _впечатлениях_ :/ Мне кажется, что, говоря в первую очередь о традиционной русской, греческой и сербской иконе, вполне безоглядно можно смотреть на застройку всей вселенной времён обеих империй.
Перекрытия.
По объективным причинам - элемент наименьшей сохранности, т.ч. опираться приходится либо на поздние материальные свидетельства памятников эллинистической архитектуры, либо на книжные миниатюры же :/ Не считать их источником у меня оснований нет. Совершенно замечательная статья о типах купольных перекрытий есть
здесь С картинками даже. Но жаль, что только по русской архитектуре.
Так вот об античных крышах.
palama располагает чудесными сирийскими фотографиями:
На сицилийских виллах видна такая же двускатная с красной черепицей довольно серьёзного размера:
это отсюда Сопоставимого с общепринятым: (за картинку Спасибо снова
expertmus )
(и сразу в скобках: четырёхскатная крыша - тоже в целом невеликая редкость. Гробница пророка Захарии понятно
где ^__^)
Вот реплики из мест провинциально римских (всякий раз, как смотрю на фотографии какого-нибудь Дубровника, вспоминаю Кавафиса и его парфянскую корону, и его варваров, которых ждут и которых дожидаются :/):
Теперь немного о купольных перекрытиях. Классический пример:
И плоский купол, который можно рассматривать как соответствие:
отсюда Ещё один классический же образец - здесь, кроме черепичного декорума справа, есть сферическое перекрытие на четырёх опорах в виде коринфских, как мне кажется, колонн:
Купол монастыря на Патмосе - прямая иллюстрация:
отсюда и афонские купола:
отсюда А вот с куполами на ножках поинтереснее, я так и не знаю точно, как это могло быть выстроено в натуре. У арх. Зинона рисунок приближен к реальности, по всей видимости:
А тут совсем смешной ^__^
отсюдаНесколько архитектурных деталей много лет остаются для меня вполне загадочными. Самое непонятное - крестчатые в плане постройки с этими вот куполами на ножках. На одном немного детском
сайте про Эшера и оптические обманки я прочла прямо такое: Fragment of the icon with impossible arch:
Тут вообще коллаж знатный. Огромные серафимы на стенах впечатляют донельзя, представить подобный декор я пока не в состоянии. Видимо, надо поискать побольше работ про реконструкцию, вдруг выйдет прорыв, как с византийскими камнями и золотом и я всё пойму правильно ^__^
И пока я об излишествующей полихромии заикнулась - вот поздний пример, купол красный, ноги у него совсем уж твиггины :/
отсюда Хотя чего и ожидать от семнадцатого века, с невниманием относящегося к реальности.
Напоследок - стилизация, по-американски основательная и гиперсерьёзная:
И ужасно знаменитый флорентийский купол, который рассматриваю вновь за размер чешуек:
Совсем-совсем последнее в теме - иранская аэрация в круглых куполах ^__^
отсюда