Нагасаки дальше, и ещё оооочень много. Мы провели там пять дней.
Через весь город течёт речка Накадзима, утыканная мостами-мостами-мостами.
1.
Никакой дух воплощённой истории над ней не витает, обстроена она с обеих берегов _очень_ плотно - но вода хороша сама по себе. Набережные узенькие до невозможности, в самых широких местах умещается разве пара лавочек и тележка с мороженым )
Вот тут как раз и видна та самая спасительная тележка, и гиперплита их тяжеленного внушительного гранита с бело-синими кафельными плитками, и самый знаменитый мост в виде пары очков. Этот мост сложен врасшивку, и вообще он собран уже вторично, после цунами; а рядом есть мостики, сложенные «всухую», и провинциальное моё, бедное воображение неустанно поражается.
Настилы на мостах, кстати, дощатые, а форму наверший над перилами я нахожу _восхитительной_.
В любом материале. 2.
Река летом мелкая, но непрозрачная и зелёная.
3.
Карпов в ней изрядно, они _норовят укусить_.
Ну то есть откусить. К их размеру и целеустремлённости я тоже так и не привыкла.
4.
Единственную по-настоящему текучую реку мы видели в Удзи; Накадзима - вроде киселя, убегающего из кастрюли под действием высоких температур. Это здешние уточки
призывают туристов не кидать в их кисель чего попало.
5.
Совсем рядом с рекой и с тем местом, где мы жили, стоит крохотный (и один из самых славных) памятник Рёме: здесь находилась фотостудия (студия ведь, да?), где он запечатлелся на общеизвестной
фотографии с кафедрой. 6.
(Местность по-натуральному выглядит
вот так. )
Ещё одно место у реки, связанное с Рёмой - вот это. Здесь, к счастью, антропоморфных фантазий нет, есть кораблик с металлическими, кхм, парусами. На этом месте, можно сказать, родили «Мицубиси»: Ятаро с Рёмой затеяли здесь
«Тоса сёкай» - торговую контору, очень быстро превратившуюся затем в небезызвестный Кайэнтай.
7.
Вот к таким _памятникам_ меня влекло: минимум пижонства, никакой имитации, полы при всём том деревянные )
И флагшток, и табуреточки круглые для посидеть. Вот это история, вот это я понимаю.
А площадка маленькая, узенькая, закрытая с обеих сторон рекой и довольно высокой решёткой, а ещё деревьями:
8.
Тут есть от чего закрываться: в десятке метров - вход в огромный торговый квартал Хамамати, через который я часто возвращалась домой.
9.
Напротив тоже бойкие места, синие киты по фасадам и неясно что делающая над рекой зелёная девушка. Без весла.
10.
Стоит она ну прямо при входе на дощатый настил Тоса сёкай, и я её и так и сяк обходила, стараясь понять смысл её здесь присутствия; а ещё пыталась убедить себя, что уж это-то, наверное, всё-таки скульптууууура.
11.
Внутри крытого Хамамати стотыщмиллионов всего, там я оттачивала навыки удерживания от покупки каждого первого карандаша, тюбика и кисти. Удавалось _очень_ плохо.
На углах и в проёмах между магазинчиками тоже стоит всякое интересное: по аниной просьбе запечатлён вот столик гадалки. Ничего особенно экзотического он собою не являет: нормальная такая профессия, нормальный такой спрос. В особенных житейских ситуациях выбрать стратегию с помощью гадания - дело для японца естественное.
Цена тоже так себе внушительная.
12.
Тут же неподалёку, среди цветных платьиц и шапочек - малюсенький буддийский храм, буквально _втиснутый_, и при этом - совершенно настоящий, со свежими цветками и свечой.
13.
Храмы вообще - почти всегда _встроены_, втиснуты, заключены в рамку. Вот такусенькая избушка стоит неподалёку от заново созданной Дэдзимы, а кругом непременный зелёный газон размером в две раскладушки и совершенно чужеродное окружение. Дома из бетона с обнажёнными (и _эстетизированными_) следами опалубки - жилые, и единственная ассоциация, которая приходит мне в голову - «следы бомбардировок». Им самим, по-видимому, такая архитектура всё ж скорее нравится.
14.
Ещё один храм - просто донельзя нагасакский, как мне показалось. _Втиснутый_, само собой - и снабжённый _бетонной _ оградкой. Рядом - узкие высокие пенальчики и скворешни, совершенно разностильные. Я видела (не раз) окна кухонь с наборами кастрюлек и моющих средств, выходящие прямо на паперти и храмовые площадки с колоколом. СНОГСШИБАТЕЛЬНО воздействует.
15.
Справа при входе показывают, где омикудзи - записочки с предсказаниями. Нарисовано от руки, чуть не фломастерами.
16.
Вот они, использованные:
17.
По другую сторону - традиционная ёмкость для омовения рук (между прочим: в католических храмах чаши с водой при входе есть, это да; только водой они не наполнены. Их хранят в качестве _реликвии_, и только. Вот это мне не очень понятно: если есть в стране традиция очищения при входе в святилище, зачем её купировать в христианских-то храмах?)
18.
Храм синтоистский, с соломенной верёвкой при входе и очень небольшим количеством старых деталей. Почти всё дерево новое, медный колокольчик отсвечивает радостно розьвым, позолота блещет )
19.
Бетонные поверхности при всём том выглядят потрясающе.
20.
И не одни они:
21.
Дорожка, обходящая храм, тоже сказочно фактурная:
22.
В Нагасаки тактильная жадность не просто на меня _накатывала_: там было просто невозможно отлепиться ни руками, ни глазами от текстур и фактур.
23.
Напоследок - ещё одни ни к чему не обязывающий снимок: просто тёплое пахучее дерево, толстые верёвки кремового оттенка и колючие даже на вид, тяжёлый металл чана с водой и всякие прекрасные запчасти под настилом )
24.