Фрегат “ СВЕТЛАНА “. Почётная миссия

Oct 22, 2023 21:21



Парусно-винтовой фрегат "Светлана"

фРЕГАТ "СВЕТЛАНА" и УЛИЦА СВЕТЛАНСКАЯ

Фрегат "Светлана" - трехмачтовый красавец с изящными обводами корпуса имел водоизмещение 3187 тонн и мог развивать скорость до 12 узлов. Кроме парусного вооружения фрегат имел паровую машину фирмы "Крезо" мощностью 450 л.с., опреснительную установку морской воды, генератор для освещения палуб и помещений корабля в ночное время. Артиллерийское вооружение состояло из 6 и 8-дюймовых нарезных орудий и десантных пушек общей численностью в 40 единиц.

В честь этого красавца главная улица Владивостока называется Светланской.

В 1873 г. во Владивосток совершил заход отряд кораблей под флагом вице-адмирала Посьета К.Н. Флагманским кораблём был фрегат "Светлана". Старшим офицером фрегата "Светлана" был Великий князь Алексей Александрович. Это не первый визит фрегата во Владивосток. Впервые фрегат "Светлана" посетил Владивосток в 1861 году. Особенность захода заключалась в том, что впервые Владивосток посетил представитель императорской семьи.

Благодаря присутствию Великого князя на борту "Светланы", визит приобретал особое значение. Поскольку Алексей Александрович по своему предназначению готовился стать куратором флота, то во время его пребывания во Владивостоке обсуждались вопросы базирования, жизнедеятельности и новых возможностей Восточной флотилии. Помимо чисто флотских дел, Великий князь осмотрел город, встречался с купечеством, призвав его при этом более энергично развивать предпринимательскую деятельность. Он предложил создать во Владивостоке музей и передал в качестве первых экспонатов некоторые из своих коллекций, собранных во время длительного плавания при посещении многих иностранных портов.

В память об этом визите, тогда же главная улица города получила название Светланской. Господствующую же над гордом сопку, известную в ту пору среди горожан как Голопуп, назвали горой Великого князя Алексея Александровича (ныне - сопка Орлиное гнездо).



ВЕЛИКИЙ КНЯЗЬ



Генерал-адмирал Великий князь Алексей Александрович.

Великий князь Алексей - младший сын Александра Второго с рождения был зачислен в морской гвардейский экипаж. Император прочил сыну морскую карьеру. С 1860 года Алексей проходил морскую практику и участвовал в плаваниях на различных военных кораблях, под руководством своего воспитателя, адмирала Посьета Константина Николаевича.

В дальних плаваниях Константин Николаевич с «величайшим усердием» выполнял поручение Государя - готовить Алексея Александровича в генерал-адмиралы русского Флота. Великокняжеский гардемарин Алексей Романов проходил без скидки на юный возраст все ступени флотского обучения от трюма до клотика: и драил палубу, и стоял на вахте ночью и днём, и был стажёром-дублёром на всех командных и исполнительских должностях.
Начав свои морские походы с детства, молодой Великий князь за 21 год провел в плавании под парусами и заграницей 1772 дня. Это почти 5 лет морских походов. Возможно, благодаря этим походам, у князя сложилась сумасшедшая карьера. В 33 года он получил высшее морское звание и руководство флотом России! Конечно, оно понятно, что чины августейшим особам и Великим князьям давались по особым законам.

В 1871 году Алексей Александрович был назначен старшим офицером на фрегат «Светлана» и в августе 1871 года сам царь Александр Второй провожал сына в кругосветное путешествие. Посетив многие страны, «Светлана» пришвартовалась во Владивостоке, из Владивостока Алексей уже по суше, через Сибирь, посетив многие сибирские города, возвратился в Петербург.

По возвращении в столицу в 1874 году Алексей был назначен командиром Гвардейского экипажа и капитаном «Светланы» с присвоением ему звания капитана I ранга.




Алексеевский дворец. Дворец великого князя Алексея Александровича. Санкт-Петербург. Набережная реки Мойки, 122





Посьет Константин Николаевич



Посьет К. Н.

Выдающийся русский мореплаватель, государственный деятель, адмирал.
Посьет был одним из самых известных и любимых государственных деятелей России, оставившим выдающийся след в ее истории.

Посьет открыл острова Новой Земли и впервые поднял там русский флаг.

В должности министра путей сообщения, вице-адмирал Посьет проявил себя как рациональный новатор и сеть железных дорог при нём была значительно увеличина.
Начато строительство Транссибирской железной дороги - Транссиба. Посьет гордился тем, что строительство Транссиба осуществлялось русскими инженерами и что на нём «от костыля до паровоза, всё изготовлено в России, из русских материалов».

Понимая опасности морских и речных плаваний, вице-адмирал Посьет основал Императорское Российское общество спасания на водах.

Применение в боевых действиях судов на Чёрном море «методик стрельбы Посьета» способствовало успеху русской морской артиллерии у берегов Кавказа.

Именем Посьета названы: залив в японском море, посёлок городского типа и порт на Дальнем Востоке, улица во Владивостоке. Дальневосточное морское пароходство имеет рефрижераторное судно «Посьет». Сам адмирал был «почётным гражданином» шести городов России.

Попутно следует заметить, что город Владивосток берёт своё начало с 1861 года, а в 1852-1854 годах Посьет К.Н. принимал участие в экспедиции вице-адмирала Е. В. Путятина на фрегате «Паллада» в качестве старшего офицера и переводчика документов Русско-Японского (Симодского) мирного договора. Для этой экспедиции Посьет в совершенстве овладел голландским и японским языками. Исторические хроники этого события описаны в романе русского писателя И. А. Гончарова, с которым у Посьета завязалась крепкая дружба.

В экспедиции попутно проводились гидрографические, навигационные, географические и этнографические работы. В этой экспедиции впервые русскими моряками был исследован Амурский залив и залив Петра Великого.
Вот такой был замечательный человек.



Владивосток. Панорама Амурского залива

Но вернёмся к нашему путешествию.



ВИЗИТ В АМЕРИКУ

Эскадра из трех кораблей покинула Большой Кронштадский рейд 13 августа 1871 года, в ее состав кроме "Светланы" входили так же корвет "Богатырь" и клипер "Абрек". И теперь во Владивостоке есть улица Абрекская.

Эскадра совершила плавание в Северную Америку, обогнула мыс Доброй Надежды, посетив Китай и Японию.

Капитан-лейтенант Гвардейского экипажа Алексей Романов - сын царя, в должности вахтенного начальника на фрегате "Светлана" в 1871 году представлял Российскую делегацию во втором официальном визите кораблей в США. Командующим эскадрой кораблей-визитеров шел бывший воспитатель князя, но уже вице-адмирал К.Н.Посьет.

Свой первый в истории визит русские корабли совершили в США 25 сентября 1863 года. Это было в самый разгар Гражданской войны между северными и южными штатами Америки. Мятежных южан активно поддерживали Англия и Франция, приславшие в Нью-Йорк свои корабли летом 1863 года, снаряженные для высадки десанта и имевшие на борту около 5 тысяч моряков.

Неожиданное появление 25 сентября на Нью-Йоркском рейде русской эскадры под командованием капитана 1 ранга С.С. Лесовского в составе 3 фрегатов, 2 корветов и 1 клипера, и почти одновременное прибытие в Сан- Франциско Тихоокеанской эскадры под командой капитана 1 ранга А.А. Попова значительно укрепило позиции правительства Авраама Линкольна и оказало прямую помощь демократическому Северу в борьбе против рабовладельческого Юга. Именно за эту поддержку американцы уважали российских моряков, совершивших поход за тысячи миль от России.



На палубе фрегата "Светлана". Художник Беггров Александр Карлович сопровождал Алексея в кругосветном путешествии

И вот второй визит. Сейчас такое даже представить себе невозможно, чтобы 21-летний офицер российского флота исполнял роль руководителя дипломатической миссии в Вашингтоне.

Главная миссии цель заключалась в дальнейшем укреплении дружественных отношений между двумя великими державами. Прошло всего 6 лет после окончания Гражданской войны Севера с Югом, и президент Улисс Грант налаживал контакты и дружественные отношения не только с Россией. Впрочем, была и вторая цель - знакомство с постановкой военно-морского дела в Соединенных Штатах, с новейшими достижениями американской науки и техники.



У бухты Лауэр-Бей в устье реки Гудзон 21 ноября 1871 русские корабли торжественно встречала американская эскадра под флагом вице-адмирала С. Роуэна. Под орудийный грохот салюта наций наши корабли встали на якоря у входа в Нью-Йоркский порт.
Америка, со свойственной ей в те давние времена восторженностью и симпатией к русским, но и с некоторой долей любопытства, тысячными толпами встречала корабли эскадры и наших моряков. Простой народ откровенно и бурно, чисто по-американски, выражал свою благодарность за дружественную поддержку во время недавней междоусобной борьбы.

В Синем зале Белого дома русской делегации был дан президентский приём. Гостей встречал президент Улисс Грант со своей семьей, государственный секретарь Г. Фиш, морской министр Д.Роубсон и другие высокопоставленные чиновники. Прием был сердечным и прошел в весьма радушной дружественной обстановке. Молодой, обаятельный светский красавец, капитан-лейтенант с пышными флотскими усами, да еще и царский сын, произвел доброжелательное впечатление на американцев. Во время беседы с президентом великий князь общался практически без переводчика, что президент заметил и высказал комплимент офицеру - Великий князь совершенно свободно выражается по-английски.
Алексей Александрович с детства владел французским, немецким и английским языками. Кроме этого на борту фрегата в качестве пассажира был преподаватель английского языка и переводчик некто Василий Мечин, который добросовестно занимался с главой дипломатический миссии английским языком.

По поводу визита высокого русского гостя в Америке царил настоящий ажиотаж. Журналисты отслеживали каждый его шаг и поступок, а затем скрупулезно расписывали все это в газетах.

Он побывал более чем в 20 городах США и Канады. Каждый штат и каждый город стремились превзойти друг друга в почестях, оказываемых сыну России. Устраивались балы и вечера, на которые подчас приглашалось до четырех тысяч человек.

Он посетил Ниагарский водопад, Морскую академию, Вест-Пойнт, Адмиралтейство, оружейные и кораблестроительные заводы, Гарвардский университет и многие другие примечательные места.

День его визита в Новый Орлеан стал официальным праздником! Неизвестно, насколько в России помнят Великого князя Алексея Александровича, а в этом городе его помнят всегда. У Америки бедная история, и визит высокого гостя для американцев является праздником.

Чем можно здесь было удивить и развлечь высокого гостя? Конечно же, охотой на бизонов и видом диких индейцев! На свой 22-й день рождения Алексей убил своего первого бизона, о чем с гордостью написал отцу.



Затем в «лагерь Алексея» были приглашены индейцы во главе с вождем по имени Пятнистый Хвост. Они исполняли перед ним свои боевые танцы и упражнялись в меткости стрельбы по бизонам. На пиру, данном в честь индейцев, Алексей флиртовал с подругой Пятнистого Хвоста, причем это было так мило, что у свирепого вождя краснокожих и в мыслях не было содрать скальп с бледнолицего чужеземца.

Более подробно о визите в Америку здесь:http://www.liveinternet.ru/users/ustava51/post263697196/





ВИЗИТ В ЯПОНИЮ

Важная дипломатическая миссия была возложена на Алексея и во время визита в Японию. В Японии только что окончился передел власти, и её уже прочно держал в своих руках молодой император Муцухито. Великий князь стал первым представителем российского престола, посетившим Китай и Японию.



Император Муцухито(Мэйдзи)

На рейде порта Нагасаки прибытия фрегата дожидались суда Тихоокеанской эскадры: корвет “Витязь” под флагом её командира свиты Его императорского величества контр-адмирала Федоровского и канонерская лодка “Морж”. Русские корабли, а также стоящие в порту французский, английский и японский корветы приветствовали фрегат орудийным салютом: 15 выстрелов - флагу генерал-адъютанта Посьету, 21 залп - салют нации.

Для согласования протокола встречи Его величества императора Японии Муцухито (Мэйдзи) и Его высочества Великого князя Алексея Романова в Нагасаки был командирован бывший министр иностранных дел Японии князь Уводзимо. Лишь 24 октября русские корабли “Светлана” и “Витязь”, сопровождаемые японским корветом “Нис-син кан” с князем Уводзимо на борту вышли из Нагасаки во Внутреннее Японское море.

С 27 по 30 октября Великий князь Алексей побывал в портах Осака и Кобе, где осмотрел городские храмы.



1 ноября отряд кораблей прибыл в Иокогаму. 2 ноября Великий князь съехал на берег. Все военные суда, стоящие на рейде, подняли флаги расцвечивания, на реях были выставлены матросы и произведён орудийный салют. На берегу Высокого гостя встретил почётный караул, который сопровождал его до дома, отведённого в качестве береговой резиденции. Там Алексея Александровича встретил родственник японского императора принц Арисугава. Вечером Великий князь посетил российского посла в Японии статского советника Бюцова.



принц Арисугава

4 ноября на специальном поезде Его высочество отбыл из Иокогамы в Токио. Прошло почти четыре года, как бывшая столица получила это имя. На перроне токийского вокзала его встречали принц Арисугава, правительство в полном составе и почётный караул. Под резиденцию Великого князя подготовили одно из красивейших зданий столицы - дворец Гамоготен. На следующий день была назначена аудиенция.

5 ноября в императорском дворце встретились 22-летний Великий князь Алексей, сын императора России, и 20-летний Муцухито (Мэйдзи), император Японии. Последовали обмен визитами и парад войск в честь российского гостя.

11 ноября Алексей Александрович вернулся в Иокогаму, чтобы подготовить встречу императора Мэйдзи на борту фрегата “Светлана”.

13 ноября на рейде выстроились четыре японских корабля и четыре российских. Император в сопровождении Великого князя осмотрел японский броненосный корвет, а затем они перешли к “Светлане”. На фрегате Его величество встретили с императорскими почестями, продемонстрировали артиллерийское учение, вызов абордажной и пожарной партий. Затем на трёх русских корветах провели показательную постановку парусов и в заключение - гонку гребных судов. Японская эскадра устроила прохождение и маневрирование со стрельбой. По окончании манёвров на “Светлане” был дан завтрак, во время которого Великий князь провозгласил тост за Его величество. В ответ император предложил поднять бокалы за здоровье Александра Второго. На завтраке присутствовали члены правительства и весь дипломатический корпус. Вечером в Немецком клубе Иокогамы в честь русских моряков состоялся бал.

26 ноября “Светлана” и “Витязь” покинули берега гостеприимной Японии и взяли курс на Владивосток.





история города Владивостока, Фрегат "Светлана", Великий князь Алексей Александрович

Previous post Next post
Up