Окончание.
1-я часть.
2-я часть.
В этой части я попробую в общих чертах описать порядок работы Вектора, но, естественно, что практика этот самый порядок значительно усовершенствует, а, возможно, изменит его до неузнаваемости. Итак, поехали!
4. Структура.
Вся деятельность Вектора складывается вокруг баланса трёх основных процессов: аналитического, экспертного и оперативного. Начальники соответствующих служб подчиняются 1-му заместителю директора.
Аналитическая служба. Выявляет перспективные разработки и исследования. Проводит прогноз развития техники и общества в ближнее-, средне- и долгосрочной перспективе. Готовит аналитические записки и рекомендации Правительству относительно инновационного развития экономики. Состав - 3 человека, включая начальника службы.
Оперативная служба. Осуществляет поиск и выявление НИОКР в соответствии с заданными аналитической службой задачами. Проводит оперативную разработку субъектов НИОКР. Состав - 3 человека, включая начальника службы.
Экспертная служба. Готовит экспертное заключение по выявленным оперативной службой НИОКР. Осуществляет контроль за выполнением поставленных задач по финансируемым государствам НИОКР. Состав - 3 человека, включая начальника службы.
2-му заместителю директора подчиняются службы, осуществляющие непосредственную поддержку базовой деятельности Вектора.
Бухгалтерия. Ведёт бухгалтерский учёт. Осуществляет контроль за расходованием средств Вектора. Осуществляет функции отдела кадров. Состав - 3 человека.
Юридический отдел. Осуществляет юридическое сопровождение деятельности Вектора. Представляет интересы в судах и органах государственной власти. Осуществляет юридическое сопровождение и представительство по финасируемым Вектором НИОКР. Состав - 3 человека.
IT-отдел. Осуществляет поддержку компьютерной, офисной техники и ПО. Состав - 2 человека.
Хозяйственный отдел. Осуществляет обслуживание принадлежащей Вектору собственности (недвижимость, транспорт и т.д.). Осуществляет контакт с коммунальными и ремонтными службами. Состав - 2 человека.
Отдел по связям. Администрирует и модерирует официальный сайт Вектора. Распространяет информацию о деятельности Вектора в СМИ. Занимается организацией выставок, симпозиумов, конференций и т.д., проводимых под эгидой Вектора. Состав - 3 человека.
Особый отдел. Директору Вектора непосредственно не подчиняется, однако работает с ним в постоянном тесном контакте. Следит за соблюдением режима государственной тайны по НИОКР, подпадающим под соответствующую категорию. Выявляет коррупционные схемы в деятельности Вектора. Осуществляет проверку кандидатов на службу в Векторе. Назначается из МГБ. Состав - 1 человек.
1-й и 2-й заместители подчиняются Директору.
Директор осуществляет общее руководство Вектором. Назначается Правительством.
Общий кадровый состав Вектора - 26 человек. При значительном увеличении объёма работы возможно также и увеличение количества сотрудников.
5. Описание процессов.
В деятельности Вектора выделяются три базовых процесса:
- поддержка НИОКР;
- стратегическое прогнозирование;
- управление научно-исследовательскими работами (далее - НИР).
Поддержка НИОКР.
1-й этап. Аналитический сектор проводит анализ текущих тенденций развития общества и, в частности, техносферы. Также аналитиками проводится изучение мирового патентного фонда по базовым технологическим пакетам (биотехнологии, информационные технологии, нанотехнологии, энерготехнологии, психотехнологии) с целью выявления перспективных направлений НИОКР. Перспективными, как отмечалось выше, являются не только те, что «в тренде», а и незаслуженно положенные «под сукно» технологии. После этого аналитическая служба конкретизирует техническое задание для оперативной службы.
2-й этап. Поиск и выявление перспективных НИОКР. На данном этапе аналитическая и оперативная службы работают параллельно. Аналитики осуществляют поиск в интернете, оперативники не ограничиваются сетью, а работают также и «в поле» (беседы в НИИ, научные конференции, выставки и мн. др.).
Примечание: На данном этапе параллельно может вестись другой процесс - объявление в сети и через СМИ конкурса на конкретный НИОКР с указанием ТЗ.
3-й этап. Знакомство. На данном этапе работу осуществляют непосредственно оперативники. Субъектом НИОКР может быть коммерческое предприятие, НИИ, лаборатория, учёный-одиночка или чудак-самоучка. Оперативники составляют подробное досье на субъекта, проводят с ним встречу, осуществляют предварительный анализ перспектив НИОКР и необходимой от Вектора поддержки.
4-й этап. Экспертиза. Информация по перспективным НИОКР направляется оперативниками в экспертную службу. Эксперты проводят тщательный анализ НИОКР, определяют необходимый объём помощи от Вектора (прямое финансирование, льготное налогообложение, помощь во внедрении и др.) и перспективы дальнейшего развития данной НИОКР (коммерческие, политические, социальные, экономические и др.). После этого экспертная служба готовит заключение, в котором указывается вышеназванная информация, и направляет его директору. Директор, в свою очередь, информацию по НИОКР, признанным перспективными, передаёт Правительству для решения вопроса о выделении необходимой помощи.
5-й этап. В случае согласия Правительства на выделение необходимой помощи между Вектором и субъектом НИОКР создаётся совместное предприятие, где Вектор владеет 50% уставного фонда и обладает правом блокирующего голоса. Оформление документов по регистрации данного СП осуществляет юридический отдел. Представителем Вектора в СП является сотрудник экспертной службы, который осуществляет контроль за целевым использованием выделенной помощи. Аналитическая служба мониторит ведение НИОКР и корректирует перспективы их развития.
На всех этапах данного процесса аналитическая служба формирует и заполняет базу данных НИОКР.
Стратегическое прогнозирование.
Как известно, техносфера не существует отдельно от социума. Существующие в обществе технологии влияют на культуру, экономику, общественное и индивидуальное сознание. Даже правильней будет сказать - не «влияют», а формируют соответствующие отношения в обществе. К примеру, информационная революция и появление интернета не только изменили характер межличностных отношений, породив новые культурные коды, но и, как ни странно, глобально перекроили геополитическую карту мира.
Таким образом, мы пришли к необходимости опережающего реагирования на неизбежные изменения в Будущем под воздействием внедрения новых технологий, а также стратегического планирования не только в оборонной, но и в экономической и социальной сферах, коль скоро они будут поставлены в Новороссии на инновационные рельсы. С этой целью мы выделяем аналитическую прогностику в отдельный базовый процесс Вектора.
Данный процесс сводится к подготовке Вектором аналитических записок и рекомендаций для Правительства относительно инновационного развития Новороссии. Соответствующие документы готовятся как по заданию Правительства, так и по собственной инициативе Вектора. Аналитические записки готовятся экспертной службой на основании совместных «мозговых штурмов» базовых служб Вектора (аналитическая, оперативная, экспертная).
Кроме того, для данной задачи допустимо привлекать профессионалов в различных сферах деятельности, не являющихся сотрудниками Вектора. В этом случае, привлечением соответствующих специалистов и/или организацией тематических конференций занимается отдел по связям.
Управление научно-исследовательскими работами (НИР).
«Базовое противоречие стратегического управления НИР:
• поскольку перспективы любого исследования не могут быть предсказаны далее чем на два шага прогнозирования, поле НИР должно быть полным, то есть необходимо исследовать ВСЕ
• поскольку ресурсы принципиально ограничены, эффективно исследовать ВСЕ невозможно
Связность современной дисциплинарной науки очень мала, в связи с чем исследования в разных областях знания не могут быть скоординированы между собой ни методологически, ни фактологически, ни, тем более, логически. Современная наука все более напоминает армию, которая ведет сражение не только без разведки, но даже и без карты местности.
Следовательно, необходимо:
1. Провести максимально полную инвентаризацию уже выполненных НИР, а также возможных перспективных НИР. Такая инвентаризация требует по крайней мере дисциплинарно независимой стандартизации результатов научного исследования.
2. Ввести в пространстве НИР метрику, то есть формально определить «расстояние между исследованиями».
3. Картировать НИР, создав математическое, информационное и графическое представление пространства возможных исследований.
4. Разделить научные кадры на «позиционные силы» и «мобильные группы»:
• задача позиционных сил - обеспечение полноты поля НИР;
• задача мобильных групп - оперативное усиление, то есть концентрация усилий на важнейших направлениях: реализация гиперпроектов на уровне НИР (а не только НИОКР).
5. Действия мобильных групп должны координироваться в стратегической логике: борьба за темп, борьба за связность, менеджмент критических точек». - Переслегин С., Ютанов Н., Переслегина Е., Ютанова Е. НИР-прогностика: административное и стратегическое управление НИРами. // Курс форсайтного мышления, Открытый университет Сколково, 2011 г. (openu.ru)
Как мы видим из вышеприведённой цитаты, управление научно-исследовательскими работами носит характер планирования военных операций, что неудивительно в современном мире, где овладение какой-либо базовой технологией даёт громадное стратегическое преимущество. Все вышеуказанные действия лежат в плоскости целей и задач Вектора.
Подробно описывать данный процесс сейчас нет смысла, поскольку в Новороссии пока ещё не сформирована система научно-исследовательских групп по базовым направлениям науки. Однако, в ближайшие 2-3 года, при условии установки экономики Донбасса на инновационные рельсы, данный процесс станет для Вектора основным.
Текущей задачей Вектора является создание «карты» научных исследований, что лежит в логике базового процесса «Поддержка НИОКР», а также поэтапное формирование вышеописанных мобильно-тактических научных групп и соответствующей им материально-технической базы.
На первоначальном этапе аналитическая служба проводит картирование поля НИР. Оперативная служба, в свою очередь, производит инвентаризацию научно-технических кадров и материальной базы для исследований на Донбассе. Экспертная служба ставит задачи непосредственно научно-исследовательским учреждениям, а также готовит экспертные заключения для Правительства касательно материально-технического обеспечения соответствующей деятельности.
В целом, весь процесс проходит точно также как и «Поддержка НИОКР», но с учётом указанных в данном разделе особенностей.
6. Финансирование.
Получение прибыли не является целью Вектора, поэтому мы не можем вести речь о самоокупаемости данной организации.
Для деятельности Вектора в государственном бюджете создаётся специальный целевой инновационный фонд или фонд будущего, средства из которого выделяются исключительно на финансирование перспективных проектов Вектора. Также из данного фонда финансируются текущие расходы Вектора - заработная плата, коммунальные услуги и др. Запрос на финансирование директор Вектора направляет непосредственно в Правительство. Решение о выделении средств также принимается Правительством.
Все доходы, полученные Вектором в результате коммерческой деятельности, в полном объёме направляются в инновационный фонд. Кроме того, фонд может пополняться из других статей дохода (в качестве варианта, возможен специальный налог на развитие).
7. Заключение.
Переход к инновационной экономике даст Новороссии не только стратегическое преимущество в войне с Украиной (а все тенденции указывают, что эта война продлится долго, периодически сменяя «горячую» фазу на «холодную» и наоборот), но и позволит СНР занять прочное место в постиндустриальном мире.
Кроме того, у проекта «Новороссия» есть все шансы стать новым глобальным проектом всего Русского Мира. Каждый из русских проектов был связан с определённым городским строительством и созданием соответствующего смыслового содержания. Так, проект «Третий Рим» был связан с Москвой, проект Петровской России - с Санкт-Петербургом, советский красный проект - с индустриализацией и строительством новых городов в ранее малоосвоенных территориях. На наш взгляд, подобным проектом в Новороссии должна стать новая жизнь малых городов на Донбассе. Речь идёт о ранее упоминаемых научно-технологических кластерах. Т.е. концентрированным содержанием проекта «Новороссия должен стать проект «Город Будущего», где вся жизнь, начиная от работы коммунальных служб, и заканчивая социальными структурами населения, будет идти на шаг впереди мировых тенденций.
Со временем, тенденции и тренды, проявленные и закрепившиеся в данных ростках Будущего будут распространяться на остальную Новороссию, Русский Мир и, может быть даже, на всё Человечество. Как говорится - «Дорогу осилит идущий».