Я уже как-то
рассказывала, что отличной памятью похвастаться не могу, но если уж мне сказали что-то запомнить, запомню. Ой, запомню. Не вырубишь топором. Вот и хотела бы забыть, информация не то что ненужная, потерявшая актуальность, а вообще не пришей кобыле хвост, но помню и буду помнить годы и годы.
Так вот, оказывается, на сообщения задним числом, а-ля «а надо было запомнить» причуда памяти тоже распространяется.
Я сейчас читаю научно-популярную книгу про нейробиологию. Кому интересно, это «Мозг материален» А. Казанцевой. Там, естественно, затрагивается тематика памяти, описывается, в частности, история болезни Генри Молисона, у которого после операции на мозге развилась амнезия с необычными симптомами:
Он мог без проблем, например, удерживать в памяти трехзначное число (пусть будет 318), время от времени мысленно к нему возвращаясь, в течение 15 минут. Но стоило ему только отвлечься, как он забывал не только сами цифры, но и то, что ему вообще давали такое задание. .
А в конце главы такая игра с читателем:
Мы говорили о том, что Генри Молисон, как правило, забывал новую информацию, как только переставал быть на ней сосредоточен. В связи с этим вопрос к вам: можете ли вы сейчас воспроизвести то трехзначное число, которое должен был запомнить Генри Молисон четырьмя абзацами выше? Вообще‐то это совершенно нормально...
И... И все. И мне никуда не деться от 318 и различных его вариаций, хотя на момент прочтения вопроса я числа не помнила.
Едем дальше. Описание эксперимента:
Например, у вас есть 207 испытуемых. Каждый из них сидит перед компьютером и запоминает слова. Они объединены в пары и внутри пар могут быть либо связаны друг с другом по смыслу (“газета - интервью”, “ружье - пуля”), либо нет (“газета - операция”, “ружье - волна”).
А что тут не связано? - думаю мельком. И практически машинально дорисовываю себе две картинки, как в книге Симака/Саймака «Что может быть проще времени»: страница «Санкт-Петербургского ведомостей» с описанием аортокоронарного шунтирования, которое ждёт президента Ельцина, и пёс Шарик с ружьем, погружающийся в речную волну, я наверняка где-то этому училась, но не помню, когда и где.
Что вы думаете, в конце главы вопрос:
Вам показывают слово “газета”, вы вспоминаете “интервью”. Но вот если участникам достались слова, не связанные по смыслу, то им говорят “газета”, а они должны ответить… Вы‐то помните, какое второе слово я только что приводила в пример?
Вестимо, помню! И теперь уже нескоро забуду. Вот кроме шуток, книга лежит недочитанная, случайно смотрю в её сторону, и в голове всплывает “газета - операция”, “ружье - волна”, Шарик, операция аортокоронарного шунтирования и число 318 до кучи... Прямо рок какой-то.