Умер Жарко Лаушевич, Лауш, хорошо известный на постсоветском пространстве по главной роли в постпартизанской драме «Офицер с розой» [Официр с ружом]. Мятущийся партизан-поручик, которого физически тошнило от того, что его Матильду зовут Матильдой, многим тогда запал в душу... А Лаушевич активно снимался, был до жути аутентичен в роли богатыря Милоша Обилича в «Битве на Косовом поле»... а после куда-то пропал. И, поскольку все газеты в этот день о нём, я сегодня узнала, что именно над jeune premier'ом моей юности разразилось.
А разразилось следующее: он двух человек застрелил. И одного тяжело ранил, тот потом год в больнице лежал. Сидели выпивали с братом в Подгорице, брат вышел покурить, привязались к нему какие-то хулиганы: а сигаретка есть? а если найду? Ну, и дальше по накатанной. Лаушевич был человек решительный, да к тому же ещё и выпивший хорошо, выскочил на шум, и... и тринадцать лет общего режима. Причём ещё здорово повезло, прокурор-то требовал высшей меры. Здесь неподалёку, а Пожаревце сидел.
Через несколько лет, по законам жанра, происходит пересмотр дела. Состав преступления переквалифицировали на превышение обороны, что и логично. Выпустили, потому что полагающиеся четыре года наш герой уже отбыл. Сыграл он серба, считающего себя боснийцем, Илию и Алию одновременно, в «Ноже», а потом уехал в Америку. В Нью-Йорк. Тем временем дело опять пересматривают, опять выписывают тринадцать лет. Естественно, обратно ехать нет никакого резона. Опять сесть за то же самое, за что уже практически оправдали, кому охота? Лаушевич окна мыл, мешки таскал, с подносами бегал. И писал книгу, а книга называется «Год пройдёт, а день не кончится». Так и тянулся для него тот день, когда он вышел брата выручать из локала (это в Сербии так разливухи называются).
В конце концов президент Лаушевича помиловал, а министр внутренних дел лично передал сербский паспорт. Можно сказать, вторая кинокарьера началась, и ещё краше прежней. В исторических картинах, на которые кинематограф Сербии весьма богат, Лаушевич неизменно играл черногорского царя Николу, на которого здорово похож. И сейчас вот весь город оклеен афишами «Героев Халиярда», военной драмы, Лаушевич там в главной роли. На съёмках чуть не убился, с травмой в больнице лежал. А к премьере купил новый парадный костюм, стоял на сцене в этом новом костюме, встреченный десятиминутной овацией, растерянный немного.
Жизнь пройдёт, а день не кончится.