Ещё одиннадцать книг и одна детская. Уф. Или не уф? Нет, вроде уже уф.
Франсиш ди Понтиш Пиблз «Воздух, которым ты дышишь» - долго-предолго не могла собраться с мыслями, чтобы написать пост:
https://fem-books.livejournal.com/1923520.html. Такое бывает, когда чего-то боишься. А чего бояться? Бестселлер Бестселлерович, скроенный по образцу бесчисленных бестселлеров о тяжёлой доле женщины из народа, воскликнут зоилы. При всём бразильском колорите - до смешного штатовский. С расчётом на экранизацию, возможно, даже на бродвейский мюзикл. Подтанцовка в тюрбанах и юбищах на обручах, типа самба, с бананами на голове... я могла бы написать массу пошлостей в том же роде, но делать этого категорически не хочется. Кроме Бестселлера Бестселлеровича, и вполне крепкого, кстати, не однодневки, в «Воздухе» есть и ещё что-то. Борцовское, усталое чувство ухода с ринга, победы, после которой уже не будет ни поражений и побед. Между прочим, участники коллектива, исполняющего самбу, называются самбисты.
Делия Оуэнс «Там, где раки поют» - ну, тут вообще социальная фантастика: ребёнок живёт в одиночестве на отшибе, и никто этого ребёнка не изнасиловал. Фантдопущение впечатляющее, куда там путешествиям на другие планеты и внеземным цивилизациям:
https://fem-books.livejournal.com/1913612.html. Однако всё волшебно меняется, когда Оуэнс, профессиональная натуралистка, прославившаяся научно-популярной прозой о работе зоологов в заповедниках, начинает писать о природе. Замереть в немом благоговении и потом нервно подсчитывать на калькуляторе, почём нынче летний отдых в Северной Каролине. И сразу так идёшь на попятный, ну что же, надо извинить, всё-таки дебют, первая попытка, не стоит судить строго - обалденно же пишет о природе! К любимым вулфовскому «Взгляни на дом свой, ангел» и «Холодной горе» Фрейзера, добавилась, кажется, третья северокаролинская вещь. Так и полочка наберётся.
Эзекиел и Эмбеллин Кваймуллина «О чём молчат вороны» -
https://fem-books.livejournal.com/1911091.html. В библиотеку, собственно, шла за Берндтами («Мир первых австралийцев»). Замену, впрочем, признаю хоть и неожиданной, но результативной. Брат и сестра Кваймуллина из народности палигу пишут своеобразные детские или подростковые детективы с отчётливой этнической составляющей. Этническая составляющая бередит и растаращивает. До меня, во всяком случае, так и не дошло, кем является Кетчин. Точнее, дошло, но не сразу. Детективчик небольшой, бодрый, по-доброму сентиментальный. Отца главной героини жаль до дрожи, вот уж кому не позавидуешь. Сама главгероиня, вопреки своему пограничному положению, производит впечатление ушлой, умной девочки, которой сам чёрт не брат. В процессе это впечатление подтверждается.
В.Г. Тан-Богораз «Чукчи» - порывы компенсировать отсутствие в библиотеке «Первых австралийцев» приняли странную форму. Тем не менее - разве похоже, что я жалею? Богораз не только даровитый, хотя и старомодный поэт (хрестоматийное «Мы сами копали могилу себе» - его строчка), не только прозаик, предвосхитивший находки формалистов, но и во-первых и в-главных этнограф. Дело не только в том, что он пишет, хотя многие современные источники до сих пор питаются из двухтомника 1934-1939 года издания, дело ещё и в том, как он пишет. Юмор тонкий, мудрый, едва-едва ироничный, без всякого унизительного тыканья пальцами в «дикарей»... Если у нас есть такая этнография, как Тан-Богораз, почему у нас нет такой художественной литературы, как Кваймуллина? Вот есть «Убыр» Измайлова, есть, допустим, «Земля удаганок» Борисовой, а ещё? Вспоминается как-то всё больше от противного... в прямом и переносном смысле.
Константин Михайлов «Маленький плохой заяц, или Взаимосвязь религии и окружающей среды» - как я на лекцию ходила, читайте здесь:
https://maiorova.livejournal.com/454627.html, а книгу попыталась купить едва ли не в тот же вечер. Разобрали: хит сезона! Пришлось-таки побегать за плохим зайцем. На первый взгляд никаких сенсаций. Коренные народы Австралии с Тропами сновидений (привет Чатвину), койсанцы и кузнечик Цагн, а также пресловутый зайчишка, от которого действительно один вред, почему полинезийцы всё-таки не съели капитана Кука и кто его «съел» - привычные темы этнокультурных бесед на некой интеллектуальной кухне. Пленяет, начиная с первых строк:
Вступление
Вступления к научно-популярным книжкам - самая бесполезная вещь на свете. Все только и ждут, когда ты бросишь рассусоливать ненужную теоретическую чепуху и перейдёшь к делу.
А я не прочь, чтобы в следующих произведениях, уже более продвинутых, господин Михайлов порассусоливал теорию. Она нужная!
Карин Бойс «Моя доисторическая семья» - так и не удовлетворив жажду первобытности,углубляюсь дальше, к неандертальцам. Именно от них свой род ведёт шведская научная журналистка, предпринявшая уникальный труд: раскопать собственную генеалогию вплоть до самых давних пращуров. Люди! Это ж не оторваться! Не умею даже определить, что круче: антидилювиальные перипетии наших предков или реакция на них современного человечества. Умело перевивая нити, Бойс вплетает в гобелен и тех старших родственников, которых застала, тех, о которых имеет письменные свидетельства - белой зависти вздох. Всхлип. Форменная реклама генетического анализа получилась. В оригинале называется «Моя европейская семья», но «доисторическая» точнее, потому что действие происходит в том числе и на холмах будущей Иудеи. Уважаемая френдесса vattukvinnan, вы создали мой читательский месяц. Спасибо и за «Воздух», и за «Семью»!
Йаэль Адлер «Человек Противный» -
https://fem-books.livejournal.com/1917320.html. У Кэтрин Мэнсфилд есть цикл новелл о немцах, среди которых проводит затянувшийся курортный отдых юная англичанка, альтер эго писательницы. Девушке крайне досаждает германская манера любой разговор сводить к обсуждению пищеварительного тракта и проблем с выделительной системой. Видя её смущение, некая фрау Фишер с сарказмом замечает:
Какие-то вы все странные, англичане. Вам как будто не нравится, когда заводят речь о телесном. А ведь это все равно что говорить о поезде и ни словом не обмолвиться о паровозе.
Когда я была в возрасте рассказчицы, то хохотала в голос над грубой тевтонкой. А теперь, в том числе и благодаря таким книгам, как «Человек противный», превосходно понимаю, что она имеет в виду. И не могу не согласиться. Разве можно понять человека, ничего не зная о его желудке?
Дарья Варденбург «Марта с черепами» - своеобразная попытка создать подростковую реалистическую прозу без уголовников, гопоты, наркоманов и членовредительских штук. Язык, как всегда у Варденбург, превосходен. Крапивинское влияние, разумеется, никуда не делось - чего стоит противостояние богатой глуповатой матери и честного, хоть и неряшливого бессребреника-отца? Точный штрих: переселившись к папочке, Марта незамедлительно впрягается в быт. Плита, посудка, полы, стирка... Ты стала взрослой, детка. У Крапивина этого не могло присутствовать или присутствовало бы, но само собой разумеющееся. Насколько «Марта» круче «Правила 69 для толстой чайки» - невозможно измерить, а и «Правило» было написано очень и очень необычно. Буду следить за дальнейшим расцветом, и внимательно следить! Следующие книжки не пропущу.
Салли Хайнс «Может ли гендер меняться?» - исключительно нарядно изданная и стильно оформленная сборная солянка:
https://fem-books.livejournal.com/1914054.html. От Хайнс, ознакомившись со списком её научных регалий, почему-то ожидала большего. А с другой стороны - и то отрадно. Пусть переводят, печатают пусть, пусть продают, хотя бы и в полиэтиленовых обмотках с сакраментальной надписью «18+»... хотя информация для хорошего школьного доклада. Всё история московской девушки с синдромом резистентности к андрогенам из головы нейдёт. Ведь что же получается? Могла бы прочесть в такой или подобной книге о синдроме, заподозрить у себя, обследоваться, пройти лечение... ан до восемнадцати ни-ни. Лучше умереть, чем растлиться. Напоминает эпизод из мемуаров Водовозовой, где институтка ударилась грудью, расшиблась и терпела до последнего, чтобы «не опозорить выпускной класс»...
Надежда Михновец «Три дочери Льва Толстого» -
https://fem-books.livejournal.com/1919936.html. Меня иногда спрашивают, а почему такое внимание оказывается именно графу Толстому, отчего его семейная драма так активно обсуждается.Ведь мало кого из российских "медведиц пера" можно назвать образцовым семьянином. Леонид Андреев, Бунин, Лесков, да сам Достоевский - загляните в биографию, и вы содрогнётесь. На это легко ответить одной фразой: не было андреевцев, бунинцев, лесковцев (а жаль!), и не было достоевцев. Разве что в кавычках. А толстовство и толстовцы - это сила. Это философско-этическое учение, по многим умам проехавшееся брильянтовым катком. И как не озадачить себя вопросом, насколько столь замечательное учение отозвалось в тех самых ближних, ради которых, в общем-то... Вот они, ближние! Супруга, дети, внуки, наконец! Hic Rhodus, hic salta! Судите же, как непротивление злу насилием и прочие, я без иронии, восхитительные идеи сработали.
Елена Душечкина «Русская ёлка» - тот самый случай, когда долистываешь под бой курантов, не в силах ни отлипнуть, ни отложить:
https://fem-books.livejournal.com/1914410.html. Под ёлкой читать о ёлке, что может быть логичнее? Больше зацепило, чем статьи Светланы Адоньевой на ту же тему, поскольку - менее полемично. Нет характерного «ишь ты, в покаянные дни Рождественского поста, да приобщаться таинств сатанинского Деда Мороза», ещё и вместе с детьми. Да у нас постов в году четыре, не считая сред и пятниц, у нас двести покаянных дней из трёхсот шестидесяти пяти. Почему бы раз в год среди колотуна и белой гадости не устроить детям праздник? И понятное дело, разные люди и разные идеологии попытаются этот вполне психологически понятный порыв приватизировать. О чём, по сути дела, и настоящая монография.
Читаем с дочерью:
Владимир Орлов «Банан для черепахи» - девяносто восьмого года издания, с тех пор, кажется, не переиздавался. Мне - нет ли тут снобизма? - сказки Орлова казались примитивными. Обезьяна с ну очень забавной кличкой Почешись, слонёнок Баня с последующим обыгрыванием идиомы «Идите вы в баню». Вот только про черепаху понравилось, есть в постановке вопроса нечто психоделическое, а так... пиликанье на одной струне. Да то я, предвзятая, с взрослой точки зрения. Сама в этом возрасте оторваться не могла от повести Льва Кузьмина «Капитан Коко и зелёное стёклышко»: путешествия с говорящим петухом, классовая борьба, кошмарный зелёный буржуй Жабиан Усатый. Трэш как он есть. Эмиле вот Орлов симпатичен. Хотя с маленькими пони, лесными котиками и нестлингеровскими Францем и Габи не сравнить. Ёжик с Медвежонком - шёпотом, в сторону - вроде отошли пока. Правда, могут в любой момент вернуться.