Глава 13. Лавка сперматозоидов.
Самый великолепный экземпляр мужчины, которого я когда-либо видела, мне удалось повстречать на заглавной странице веб-сайта, принадлежащего Калифорнийскому банку спермы. Точёные черты, волнистые белокурые волосы, улыбка на все тридцать два зуба. На нём академическая шапочка и мантия, видимо, означающая. Что он получил высшее образование. Предположим, что этот образчик мужской красоты - донор номер 3536. Большинство доноров спермы анонимны, невозможно соотнести фотографии с номерами. Сотрудники спермобанка даже не знают и знать не могут, оставил ли этот красавец вклад в их холодильные закрома. Смысл фото - в разжигании вашего желания воспользоваться образцами, которые получены от других доноров, а не в утверждении «этот мужчина - наш донор».
В эссе, написанном от руки и отсканированном, донор 3536 пишет: «Я человек весёлый и лёгкий по характеру. Но всё же я труженик и прилагаю большие усилия, чтобы мои мечты сбылись». Его послание гипотетической женщине, которая воспользуется его семенем, чтобы зачать ребёнка, звучит так: «Наслаждайтесь жизнью и делайте всё, что в ваших силах. Очень важно сосредоточиться на своих мечтах, но так же важно принимать все предложения, которые делает вам судьба». Он перечисляет в числе своих увлечений такие хорошие хобби, как рисование, фотография, путешествия и велопрогулки, но зачем-то приписал видеоигры. Вдруг его отпрыск вырастет, не отлипая от игровой приставки? Пугающая мысль. [Примечание: не понимаю, в чём достоинства именно рукописного эссе. Разве что есть возможность нанять графолога, который выявит какие-то показатели психологического статуса потенциального донора].
За определённую мзду вы можете получить ещё немного информации о пристрастиях и антипатиях номера 3536. В конце концов, будьте уверены, что он симпатичный; людей с безобразной внешностью в доноры не берут. Даже если вы не собираетесь покупать сперму, ходить по интернет-магазину интересно и забавно. При таком обилии сайтов торговля доступна любому желающему, кто не прочь опробовать этот новый, всё более популярный бизнес, основанный на потребности женщин пройти через опыт беременности и дать жизнь генетически родному ребёнку. [Искусственное оплодотворение - процедура не новая, но в последнее время из сугубо медицинской превратилась в предмет бизнеса, и весьма выгодного].
С точки зрения покупательницы, на первый взгляд всё выглядит неплохо. Вы, подобно пчеломатке, выбираете себе рабочую пчелу (точнее, трутня).Но чем серьёзнее вы углубляетесь в эту современную версию игры «дочки-матери», чем искреннее верите, что выбираете своему будущему дитяти отца, тем сильнее нанесёт вам удар жестокая реальность. Торговля генетическим материалом действительно упрощает ситуацию. Брачный рынок предполагает, что вы сходите на несколько свиданий, если повезёт, влюбитесь и в свой черёд будете делать детишек. На этом пути вам встретится много и хорошего, и дурного. Но если ваша цель - искусственное оплодотворение, сначала придётся проанализировать выборку с веб-сайта, затем - доставить хрупкий флакон к специалисту-медику, и наконец, если осеменение пройдёт удачно и вы забеременеете, вас ждёт акушер-гинеколог. Чтобы получить своего мужчину - виновата, свой генетический материал, вы имеете дело с огромным количеством посредников. Вы не супруга выбираете, а творите дитя своей мечты.
А это означает, что и от спермы вы требуете совершенства. Если конечный продукт, то есть будущий младенец, окажется не таким, как вы себе представляли, - будете ли вы разочарованы? Будете ли обвинять себя? Искать адвоката? Все эти образы поведения свидетельствуют о том, что вы верите в генетическую обусловленность судьбы и мало надеетесь на воспитание и социализацию. Возможно, даже предполагаете, что коль скоро донор увлекается сёрфингом и следует за своей мечтой, то некий доминантный ген передаст ребёнку эти качества.
В противоположность поиску мужчин - многие одинокие женщины жалуются, что подходящих кандидатов маловато, - заказывая сперму, вы оказываетесь перед целым спектром вариантов. Каждый банк спермы - а их сейчас около двадцати - имеет собственный сайт, где изобильно публикуются описания доноров. Поэтому в интернете можно найти и сайты, которые помогают разобраться в этом множестве предложений. А в дальнейшем, возможно, пригодятся и сообщества, где дети, рождённые от доноров ищут как своих отцов, так и единокровных сестёр и братьев.
Владельцы банков спермы, хоть и медики по образованию, но по роду деятельности скорее банкиры, чем врачи. Они не лечат никаких заболеваний, они не работают с бесплодными парами. Они просто торгуют пробирками, вернее, выступают посредниками между продавцами и покупательницами. То, что было сугубо медицинской процедурой (доктора втихомолку передают пакет со свежайшим семенным материалом бесплодной паре), выросло во всепланетное предприятие «Покупайте нашу сперму!», и выросло после того, как в торговые операции влились одиночки и лесбийские семьи. Были времена, когда банки спермы с этими категориями просто не работали, а теперь привлекают их наперебой. Один банк спермы утверждает, что высылает более 30000 пробирок за год в любой штат США и по всему миру.
Банк спермы - бизнес прибыльный и не особо регламентированный. Согласно статье в Wall Street Journal, опубликованной в 2000 году, объёмы экспорта человеческой спермы составляет от 50 млн до 10 млн долларов по всему миру. В 2005 году, а тогда многие банки спермы работали уже десятки лет, Управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов разработало некоторые правила во избежание распространения болезней. Согласно этим правилам, вся замороженная сперма должна тестироваться на заболевания, в том числе на ВИЧ, а доноры - обследоваться на наличие инфекционных заболеваний. Чтобы получить печать качества от Американской ассоциации банков тканей, которая в принципе не обязательна, сперма должна исследоваться генетически: на болезнь Тея-Сакса, талассемию, серповидноклеточную анемию, муковисцидоз, если по родословной или этническому происхождению донор находится в группе риска. Кроме того, каждый донор спермы обязан предоставить медицинским генетикам информацию по меньшей мере о трёх поколениях предков. Эта последняя оговорка предполагает, что донор знает историю своей семьи и не лжёт. И ещё - согласно правилам Американской ассоциации банков тканей, сперма анонимного донора должна пройти шестимесячный карантин и второе тестирование. Из примерно двадцати коммерческих банков спермы (а есть ещё банки, которые проводят искусственное оплодотворение семенем мужа или партнёра, а с анонимными донорами не связываются), аккредитацию Американской ассоциации банков тканей имеют только девять учреждений.
Кажется - какая бездна правил! Однако в этом перечне кое-что упущено. Последний раз число проданных ампул со спермой и рождённых в результате малышей подсчитывали в 1988 году, в ныне несуществующем Бюро оценки технологий. Так вот, согласно данным этого бюро, в период с 1986 по 1987 годы от донорской спермы родилось около тридцати тысяч детей. С того времени никто не оценивал ни количество проданных образцов, ни число младенцев, появившихся на свет благодаря донорству, ни, наконец, сколько в среднем потомков у среднего донора. Никто не знает, сколько единокровных братьев и сестёр у «донорского» ребёнка. Может быть, один. А может быть, все пятьдесят. И узнать об этом невозможно, даже если все потомки определённого донора - носители, скажем, редкого генетического заболевания. Записей не ведёт никто. Как всегда, техника и бизнес опережают на несколько шагов законность и этику, которым дают слово только в случаях кризиса. А ведь уже родители подают иски: их дети унаследовали от отца-донора неизлечимые заболевания.[Примечание: Так, в 1999 году Роналд и Дайана Джонсон подали в суд на Калифорнийский криобанк, так как их дочь Бриттани, рождённая в апреле 1989 года, страдала серьёзным заболеванием почек, передающимся только генетическим путём. Болезнь была связана с доминантным геном, который не происходил из семьи Дайаны. Джонсоны обвиняли криобанк как в мошенничестве, так и в нанесении тяжких телесных повреждений. В 1999 году суд постановил, что Бриттани больна неизлечимо. Кроме того, было выявлено, что досье на донора, полученное на руки будущими родителями, отличалось от информации для внутреннего пользования криобанка. Закон гласит - лечение ребёнка оплачивается, только если врачи нарушили стандарты медицинской помощи или сами стали причиной проблемы. Таким образом, прецедент Джонсонов решал очень важный этический вопрос: является ли банк спермы юридическим лицом, осуществляющим заботу. Постановили: не является. Только лишь продаёт товар. Не врачи вызвали заболевание ребёнка, а гены отца-донора, которого родители выбрали сами. Источник: L. Andrews, The Clone Age: Adventures in the New World of Reproductive Technologies (New York, Holt, 1999). Мнение суда можно найти в сборнике «Естественный отбор в семейном праве», параграф 5.1 «Некачественная сперма», www.biojuris.com/natural/5-1-0.html]. Десятки тысяч выросших детей ищут отцов-доноров, невзирая на обещания анонимности. Суды штата дебатируют вопрос о том, может ли лесбиянка после расставания с партнёршей требовать опеки над ребёнком, которого они вместе растили. Ведь генетически ребёнок не имеет к ней никакого отношения, он зачат от донора? И вообще, можно ли назвать донора отцом? Один мужчина-донор называет своих детей (обоих с которыми общается) биоребятишками. Семантика делает аргумент ещё более убедительным.
В 1867 году доктор Дж. Марион Симс, тот самый Симс, который тренировался делать операции влагалищного свища на чернокожих рабынях, шокировал коллег предсказанием: наступит, мол, день, когда учёные вычислят, в какой именно день месяца женщина наиболее фертильна, и начнут лечить бесплодие, попросту помещая сперму во влагалище именно в этот день, Как он выразился, «На это механическое осеменение возможно будет рассчитывать в случае, если другие способы будут невозможны». Скорее всего, он предполагал применение спермы законного супруга. Я искренне сомневаюсь, что Симс задумывался о донорском оплодотворении, а уж вообразить прибыльную торговлю спермой... впрочем, кто знает? [Примечание: Торговля спермой легальна среди людей, но не разрешается для чистокровных лошадей. Чистокровки, согласно данным Американского Жокей-клуба, имеют право размножаться только «дедовским методом». Согласно Главе V, правилу 1-D руководства по разведению лошадей, «чтобы быть зарегистрированным, как чистокровный, жеребёнок должен происходить от совокупления жеребца с кобылой, каковое совокупление представляет собой покрытие кобылы жеребцом с интромиссией пениса и эякуляцией семени в половые пути. Любой жеребёнок, появившийся на свет в результате искусственного оплодотворения, пересадки эмбриона или трансплантации, клонирования или любой другой формы генетической манипуляции... не может быть зарегистрирован как чистокровный». Я выяснила сей факт, упомянув банки спермы в разговоре с другом, который поинтересовался, сохранили ли генетический материал жеребца Барберо, чемпиона Кентуккийского дерби 2006 года, который повредил себе ногу и был усыплён. Увы, нет. Барберо кремировали вместе со всей его спермой].